Академией образования разработаны учебно-методические комплексы (далее – УМК) факультативных занятий по формированию функциональной грамотности у учащихся II–IV классов в процессе проектной деятельности при реализации образовательных программ общего среднего образования.
В состав УМК входят учебная программа факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся с необходимыми для работы текстами, а также методические рекомендации для учителя, в которых содержится педагогическая навигация грамотного сопровождения и управления образовательным процессом.
Содержание УМК не соотносится с одним каким-либо конкретным учебным предметом. Материалы разработаны с учетом межпредметных связей при изучении учебных предметов на I ступени общего среднего образования.
Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности является проектная деятельность, предоставляющая учащимся широкие возможности получения новых знаний интегративного характера и их реализации в специально организованных педагогических условиях, а также новые возможности для самовыражения и самореализации.
Включение новых факультативных занятий в образовательный процесс – это перспективная педагогическая инвестиция в будущее подрастающего поколения и общества в целом. Содержание УМК направлено на развитие познавательной мотивации обучающихся, расширение практики решения ими учебно-познавательных и учебно-практических задач при выполнении различных видов интеллектуальной, коммуникативной и рефлексивной деятельности, что обеспечивает социализацию личности через накопление ею опыта взаимодействия и сотрудничества.
С целью организации проектной деятельности посредством разработанных УМК рекомендуется выделить из компонента учреждения образования учебного плана учреждения общего среднего образования по одному часу в неделю на каждый класс.