Организация внеклассного чтения учащихся не рассматривается как обязательное ежедневное домашнее задание и носит рекомендательный характер с целью оказания помощи в выборе книг определённой тематики для совместного семейного чтения родителей и детей.
Содержание домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должно соответствовать требованиям учебных программ. Домашние задания по своей направленности могут быть трёх видов:
- задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;
- задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;
- задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.
В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).
Объём домашней работы не должен превышать 30 % объёма работы, выполненной в классе. Рекомендуется при выборе домашнего задания ориентироваться на содержание учебников и учебных пособий, в которых упражнения и задания для выполнения дома обозначены условным знаком «домик» или выделены цветом. Информация о рекомендуемых домашних заданиях содержится в примерном календарно-тематическом планировании по учебным предметам в графе «Домашнее задание».
Если педагог принимает решение о замене домашнего задания, которое определено учебником / учебным пособием или примерным календарно-тематическим планированием, он ориентируется на следующий примерный объём домашних заданий для учащихся II–IV классов.
Математика
II класс – задача и 2–6 выражений в одно действие.
III класс – задача и 2–6 выражений в одно или несколько действий.
IV класс – задача и 4–6 выражений в одно или несколько действий.
Количество математических выражений зависит от уровня их сложности и количества входящих в их состав действий и операций.
Русский / белорусский язык
II класс – 15–20 слов.
III класс – 25–30 слов.
IV класс – 35–40 слов.
Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного задания.
Литературное чтение
II класс – 1–1,5 страницы.
III класс – 2–2,5 страницы.
IV класс – 3–3,5 страницы.
Количество страниц учебника / учебного пособия рассчитано для ежедневного чтения. Для пересказа выбирается текст или его фрагмент меньшего объёма.
Человек и мир
II класс – 1–1,5 страницы.
III класс – 2–2,5 страницы.
IV класс – 2,5–3 страницы.
Дома ученикам предлагается прочитать статью учебника и ответить на вопросы к ней. Не следует требовать от учащихся умения пересказывать статью учебника по изучаемой теме. Не обязательно предлагать всем учащимся читать весь материал, представленный в учебнике по теме.
Обращаем внимание, что объём домашних заданий по всем учебным предметам необходимо регламентировать и согласовывать с учётом общей нагрузки. Если учитель по одному учебному предмету предложил учащимся задание, которое может потребовать для его выполнения больше времени, чем обычно (например, выучить наизусть стихотворение), объём домашних заданий по другим учебным предметам следует уменьшить.
Нет, примерный объём домашних заданий определён для их ежедневного выполнения учащимися. Если учащийся по уважительной причине пропустил учебные занятия в школе, объём домашних заданий для него не увеличивается.
Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни.
При необходимости ликвидировать пробелы в знаниях учащихся педагог проводит с ними поддерживающие занятия только тогда, как ученики окрепнут после болезни и войдут в обычный режим учебной нагрузки.
Подготовка учащихся к выполнению домашней работы является обязательной. Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем. В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определённых видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками).
Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Домашнее задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после выполнения упражнений, вырабатывающих этот навык.