С конфликтами сталкиваются не только взрослые на работе, но и школьники во время учебы. Со стороны родителей и учителей неправильно относиться к проблемам детей несерьезно. Порой разрешить ссоры самостоятельно ученики не могут. Они даже не знают, куда и к кому прийти за помощью. Поэтому в Беларуси стали создавать школьные службы медиации.

Уже прошло 5 лет с тех пор, как эту деятельность в нашей стране основал и контролирует центр «Медиация и право». В самом начале это явление существовало только на базе девяти школ и двух колледжей. Сейчас же – в более чем 50 учебных заведениях.

Да, мы открыли проект в 2015 г. На создание повлияло наше желание внедрить в школьную среду новый механизм разрешения конфликтов посредством медиации. Сейчас цель гораздо шире, – рассказывает медиатор центра «Медиация и право» Ирина Орловская. – На сегодня мы уже организовали факультативы в Минском педагогическом колледже. Планируем запустить еще в юридическом, так что активно работаем над этим вопросом.

Руководит службой куратор – педагогический работник, который прошел профильное обучение. В ее состав входят социальный педагог и психолог, учителя и учащиеся 7–11-х классов, которые изъявили желание стать медиаторами. Для этого школьникам, как и преподавателям, нужно получить специальную подготовку. По словам И. Орловской, самое главное качество, выявляемое при отборе участников проекта, – это желание оказать помощь.

Чаще всего ситуацию удается разрешить за одну встречу. Длится она от 1,5 до 2 часов и называется медиативной сессией, – рассказывает специалист.

— Почему в роли медиаторов часто выступают школьники? Могут ли они разрешить конфликт так же хорошо, как это сделали бы учителя?

Изучение специальной литературы и опыта зарубежных стран привело нас к мысли, что в школьных ссорах сами учащиеся лучше разберутся под руководством ровесника. Смысл школьной службы медиации в том, чтобы со случаями работали ученики, которые способны лучше прочувствовать и понять произошедшее событие. Они быстрее осознают причину столкновения интересов и последствия для каждой из сторон, – подчеркивает И. Орловская. – Для учителей сложность заключается в сохранении нейтралитета при разрешении конфликта.

Несмотря на то что за действиями учеников-медиаторов обязательно наблюдает педагог, именно они помогают двум сторонам разрешить конфликт. Таким образом, у ведущего развиваются лидерские качества, повышаются уровень ответственности и самооценка, появляются коммуникативные навыки. Медиатор за время проведения занятия должен выявить истинную причину ссоры, дать оппонентам свободно и открыто высказаться, внимательно выслушать их, а также подтолкнуть к решению возникшего конфликта.

Сами стороны за время медиативной сессии учатся быть самостоятельными и не полагаться только на взрослых, стараются сами решать проблемы и давать оценку действиям и сказанным словам. Например, жертвы буллинга или дразнилок понимают, что им теперь есть куда обратиться и молчать о происходящем неправильно. Обидчики узнают истинные чувства жертв, анализируют свои действия и по возможности извиняются, пытаются понять, что делать в дальнейшем для предотвращения подобных случаев.

Своевременное урегулирование межличностного конфликта учеников с участием медиатора позволяет не только включить в решение проблемы их родителей, которым ранее ситуация была неизвестна, но и предупредить дальнейшее развитие конфликта и переход его в противоправные рамки, чем обеспечивается профилактика дальнейших правонарушений, – подчеркивает медиатор.

После внедрения системы медиации снижается количество конфликтов и правонарушений в школах и улучшается среда пребывания ребенка в учебном заведении. У детей возрастает способность к сотрудничеству и взаимопониманию, улучшается успеваемость, появляется уважение к себе и окружающим людям, будь то одноклассники, учителя или родители.

– Как вы контролируете работу служб?

Школы обсуждают с нами актуальные вопросы на педагогической секции, которую мы проводим один раз месяц. При этом не позднее 18 мая каждое учебное заведение должно представить отчет о проделанной работе, — отвечает И. Орловская.

В этот отчет обычно входит информация о количестве поступивших и рассмотренных обращений и принятых решений. Дополнительно – краткое описание причин ссор и их разрешения. То есть центр «Медиация и право» прекрасно видит, как на практике реализуется их проект. Число конфликтов действительно уменьшается, улучшаются отношения между учащимися.

Так, в отчете средняя школа № 6 указала, что за 2017/2018 учебный год были проведены 23 медиации, 10 из которых курировали взрослые, а 13 – учащиеся. Все, кроме одной, закончились миром между двумя сторонами. А в средней школе № 38 было проведено всего 13 медиаций за девять месяцев. Основными причинами конфликтов стали различия в интересах и потребностях сторон.

Медиаторы в данном проекте работают на волонтерских началах. Результаты внедрения школьных служб медиации есть, информация о существовании и действии школьной медиации распространяется, что способствует активному вовлечению в проект значительного количества новых лиц и организаций. По оставленным в практическом руководстве по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь отзывам и комментариям школьников можно судить об эффективности медиативных сессий и их положительном влиянии на личностный рост ребят.

Справочно: «Понятие „медиация“ происходит от лат. mediare, что означает „посредничать“. Медиация – это междисциплинарная область. Она находится на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика», – так сказано в практическом руководстве по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь.

 

Автор Диана Позняк;
информационное агентство «Минск-Новости»