Печать
Категория: Регионы

«Показываем события войны через семейные истории, чтобы дети знали цену Победы». Родители, педагоги и ученики минской средней школы № 26 рассказали корреспонденту информационного агентства «Минск-Новости» о проекте «Героический батальон наших прадедов».

Идея родилась накануне празднования 75-летия освобождения Беларуси. Вначале думали просто устроить небольшую выставку в школьной библиотеке, куда ребята приносили фотографии прадедушек и прабабушек, их награды. Число участников стало быстро увеличиваться, и тогда приняли решение перейти в виртуальный формат, создав альбом, каждая страничка которого – история одного героя. Сегодня их уже 75.

– «Ну что мы знаем о Войне? Нас время далеко умчало. На майской праздничной волне. Мы вспоминаем слишком мало…». Честные строки из известного стихотворения Петра Давыдова. Но корить детей за то, что они не имеют полного представления о тех годах, нельзя. Нужно найти возможность дать им понять, что Великая Отечественная – часть их истории, ведь она оставила свой след в каждой белорусской семье. Наш проект направлен именно на это. Прежде всего, наладить связь поколений, чтобы мамы и папы пообщались со своими дедушками и бабушками, узнали побольше о тех, кто сражался на фронтах, кто испытал тяготы оккупации или был угнан фашистами в Германию, кто познал лишения послевоенного детства, и потом передали информацию подрастающему поколению, – поделилась Татьяна Анатольевна Веретина, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Среднняя школа № 26 г. Минска».

Пианино и стихи

Мария Краснова, мама Екатерины Красновой, ученицы 5-го класса:

– Прадедушка Кати был военным летчиком. Звали его Филипп Иванович Шматов. Он не любил вспоминать о войне, все держал в себе. Очень хотел, чтобы у нас, его внучек, было счастливое детство. Родом был из Мстиславского района, с красным дипломом окончил Горецкую сельскохозяйственную академию. Чтобы поступить в летное училище и стать штурманом, уменьшил себе возраст. Войну начинал в Степянке. Дошел до Берлина. В мирное время работал на химическом предприятии в Минске. У нас в квартире стоит пианино, которое мне подарил дедушка. Он так хотел, чтобы я на нем играла. Приезжал с другого конца города и отвозил меня в музыкальную школу. Он писал стихи на каждый мой день рождения. Бережно храню эти записи. Дедушка был удивительным человеком, порядочным, ответственным, сдержанным. Вел здоровый образ жизни, занимался моржеванием и йогой. Его не стало, когда мне исполнилось 10 лет. Очень жалею, что не успела расспросить его о моих прадедах. Сейчас понимаю, как важно знать свои корни. Думаю, мой дедушка порадовался бы успехам своей правнучки: Катюша играет на гитаре, успешно занимается танцами. А мы гордимся тем, что в нашей семье есть Герой – Шматов Филипп Иванович.

Ходячая энциклопедия

Ирина Марковская, руководитель школьного музыкального коллектива «Веселые нотки», мама троих учеников:

– Моего дедушку Петра Николаевича Щелокова все называли «ходячая энциклопедия». Он знал пять языков, причем в совершенстве: украинский, немецкий, русский, белорусский и польский. Родился в России. Учиться приехал в Гродно, там познакомился с будущей женой – моей бабушкой, тоже россиянкой. До войны они перебрались в Минск, где Петр Николаевич окончил музыкальное училище. Играл на баяне, аккордеоне, домре, скрипке и фортепиано. После Победы занимался разработкой вычислительных машин. Во дворе дома на улице Чернышевского у него была своя столярная мастерская. Очень любил мастерить. Для меня, крохи, сделал манеж. Я любила рассматривать, что находится на его рабочем столе. Там всегда царил идеальный порядок. На самом видном месте лежал орфографический словарь, а на полках стояли сотни книг. Все тома Большой советской энциклопедии. Дедушка был очень начитанным. Когда я что-то не понимала, прибегала к нему с вопросами, мы вместе искали ответ. Он же научил меня читать и писать.

Я – патриот. Наверное, это у меня от дедушки. Со своими детьми ходим на пешие экскурсии по Минску, ездим по знаковым местам нашей страны. Мне важно, чтобы ребята знали историю, свои корни. Участвуем в школьном творческом фестивале «Они сражались за Родину»: дети читают стихотворение, я им аккомпанирую на сцене на фортепиано, так как преподаю музыку в школе. В нашей семье воевали дедушка (он был связистом), бабушка по папиной линии. Никого уже нет в живых. Но каждый год 9 мая мы достаем их парадные кители со всеми наградами и, сидя за столом, вспоминаем о них. Часто вместе смотрим военные фильмы, ходим на могилу деда. Он на фотографии такой строгий, а когда я ему говорю: «Так, дед, все твои законы выполняются: на экскурсии ходим, книжки читаем», кажется, выражение лица на снимке становится довольным.

Война – это страшно

Максим Васильев, ученик 10-го класса:

– Победа в Великой Отечественной войне – подвиг белорусского народа, который нужно помнить. Много людей погибло, защищая нашу свободу. Мой прадед Петр Алексеевич Косовский ушел на войну, а его семья вскоре осталась без крыши над головой – фашисты сожгли деревню, те, кто уцелел, прятались в болотах. Во время одного из боев прадедушка получил тяжелое ранение, ему ампутировали ногу. К сожалению, после Победы он прожил недолго, умер в 1951 году. Бабушка помнит о нем немного, ведь его не стало, когда она была еще маленькой. Зато она много мне рассказывала о тяготах послевоенного голодного детства. Даже не представляю, как это все можно было пережить. В моем классе к проекту присоединились еще пару мальчишек. Читаешь истории о фронтовиках – и не перестаешь восхищаться мужеством и отвагой бойцов. Понимаешь, насколько важно сохранить мир на земле.

Владислав Чаплыгин, ученик 8-го класса:

– Я мечтаю стать офицером. Хочу быть связистом, как папа, или танкистом, как один из дедушек. Военные люди – они особенные: самоотверженные, смелые, честные, иногда строгие, но это всегда оправданно. Люблю смотреть фильмы о войне, они меня вдохновляют. Показывают пример того, как нужно любить Родину, близких, чтобы их защищать. О прадедушке Иване Дмитриевиче Кизрякове мне часто рассказывала бабушка. Ее папа совсем юным ушел на фронт. Бабушка бережно хранит все его награды.

 

Справочно: Альбом «Героический батальон наших прадедов» размещен на сайте школы и в социальной сети «ВКонтакте». Первый его печатный выпуск подарили в октябре 2019 года штабу поста № 1 города-героя Минска. Работа над проектом продолжается. Добавляются новые странички. А, значит, имена героев остаются в памяти и сердцах подрастающего поколения.

 

Марина Жданова,
информационное агентство «Минск-Новости»;
фотографии предоставлены СШ № 26