Печать
Категория: Регионы

Учитель Лицея № 2 г. Минска Федор Васильевич Родионов подготовил более 170 победителей олимпиад по истории и обществоведению. В чем его секрет, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Он вырос в семье военных. После окончания высшего военно-политического училища получил диплом, в котором была и гражданская профессия – учитель истории. Федор Васильевич никогда не допускал мысли, что будет работать в школе: в 1991 году ушел из армии, намереваясь заняться юриспруденцией. Но судьба распорядилась иначе.

– Учился на юриста, и нужна была временная работа. Узнав, что в гимназии № 1 ищут учителя истории, прошел собеседование – и меня взяли в штат. Потом перешел в Лицей №  2. Думал, не задержусь, но ошибся, – улыбается собеседник.

Сегодня он считает свою работу творческой и полезной. Интерес еще больше возрос, когда увидел: есть дети, которые хотят серьезно изучать историю и обществоведение. Так зародилось олимпиадное движение. Чтобы готовить учеников к интеллектуальным соревнованиям, педагог воспользовался белл-ланкастерским методом обучения, о котором узнал от приглашенных профессоров из Британии.

– Суть метода – в самостоятельной подготовке учеников под моим руководством на факультативных занятиях. Ребята проходят устное тестирование: так определяемся, каким предметом каждый будет заниматься – историей или обществоведением. Затем разбиваю курс на темы. Школьник выбирает одну из них и углубленно ее изучает, пишет опорный конспект. После ученики обмениваются тетрадями – таким образом, они имеют возможность досконально разобрать также темы, над которыми трудились одноклассники. По каждой проводим теоретическое и практическое занятия, где ребята выполняют различные типы олимпиадных заданий, уточняют, спрашивают, – рассказывает Федор Васильевич.

Этот метод оправдал себя не только количеством наград, полученных учениками на интеллектуальных соревнованиях, но и высокими баллами во время ЦТ. Самое важное, по мнению учителя, обучая друг друга, лицеисты имеют возможность почувствовать, что они сами справляются с материалом и 90 % успеха – это их заслуга.

– Меня считают одним из самых требовательных и строгих преподавателей в лицее. Можно сказать, я тиран: очень принципиально оцениваю работы учеников, их поступки и поведение. Но никогда не позволяю себе оскорблять или унижать школьников, поэтому конфликтных ситуаций не возникает. К сожалению, встречаются особо переживательные родители, которым не нравится, что их чадо допоздна засиживается над учебниками, – сокрушается Федор Васильевич.

Игровой момент

– Не вызываю ребят к доске, они определяют счастливчика сами. На моем столе – коробка с бочонками, на которых написаны номера учеников. Чей вытянут, тот и отвечает. Обычно это делает либо староста класса, либо именинник. Спрогнозировать в такой ситуации ничего невозможно, – уверяет педагог.

А вот отменить написание самостоятельной работы воспитанникам под силу. Правда, для этого нужно одержать верх над учителем в игре «Крокодильчик». Федор Васильевич задает вопрос – лицеист тянет бочонок с номером отвечающего. Если тот дает верную трактовку, весь класс получает 1 балл, неверную – минус. Всего 10 заданий.

Есть в арсенале игра «Паровозик», которая позволяет школьникам показать знания и заработать отметку. Первым делом выбирают машиниста, который вытягивает бочонок с номером вагоновожатого. Он должен сказать, какое событие произошло такого-то числа такого-то года. Если не знает, наступает очередь соседа по парте. И так до тех пор, пока не прозвучит верный ответ. Тот, кто отличился, получает +1 балл, а все проштрафившиеся – -1 балл.

– На протяжении урока лицеисты получают или теряют баллы. Все это в журнале фиксирует «мозг» класса. На эту должность выбирают принципиального и ответственного ученика сами ребята. Кроме того, «мозг» должен быстро считать. Например, Оля ответила на 9, но у нее накопилось -6, в итоге получается 3 балла, которые я выставлю в журнал. Если Дима рассказал тему у доски на 10 и еще заработал 11 дополнительных баллов, тогда в журнале появятся две десятки, а 1 балл будет зачислен на счет, – поясняет Родионов.

Учитель нашел также решение, как лучше запоминать даты, которых в истории очень много. Для этого каждый ученик заводит тетрадь, страницы в которой делит на три столбика: дата, событие и бред. В последнюю колонку записывает близкие и понятные ему ассоциации. Например, 1569 – год подписания Люблинской унии. Кто-то может написать: я еду в 15 троллейбусе в свою 69 квартиру. Можно использовать даты рождения, адреса.

Справочно: Федор Васильевич Родионов – учитель истории высшей категории. Награжден грамотой Министерства образования Республики Беларусь, премией Мингорисполкома, является лауреатом специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Чаще всего выпускники Федора Васильевича выбирают профессии юриста, экономиста и, конечно, историка.

Марина Жданова;
фото Сергея Пожоги;
информационное агентство «Минск-Новости»