18–19 мая 2018 года в Академии последипломного образования состоялась Международная научно-практическая конференция «Проблемы современного учебника». Организаторами мероприятия выступили Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины, Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (Республика Беларусь), Институт педагогических наук Республики Молдова.

  

  

Программа мероприятия предусматривала работу пленарного заседания и пяти сессий: «Проектирование и создание современных учебников для гуманитарного образования», «Реализация компетентностного подхода при создании учебников для социокультурного образования», «Инновационные подходы к созданию учебников для математического и естественнонаучного образования», «Особенности реализации компетентностного подхода при создании учебников для начального образования», «Современные компоненты учебно-методических комплексов для специального образования».

Теплыми приветственными словами открыла Международную конференцию кандидат педагогических наук, директор Национального института образования Валентина Васильевна Гинчук. В своем выступлении Валентина Васильевна подчеркнула актуальность и значимость проблемы создания современного учебника, обсуждаемой как в Республике Беларусь, так и во многих зарубежных странах. Много добрых пожеланий было сказано ею в адрес гостей и участников конференции.

Доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины Олег Михайлович Топузов, горячо поприветствовав всех собравшихся, поддержал сказанное В. В. Гинчук и отметил небывалый интерес к проектированию и созданию учебников нового поколения со стороны ученого и педагогического сообществ. Одним из главных вопросов для активного обсуждения, по мнению Олега Михайловича, является вопрос об организации и проведении качественной экспертизы учебных пособий. В заключение О. М. Топузов пожелал всем присутствующим – ученым, методистам, педагогам, авторам учебников, издателям и др. – плодотворной и конструктивной работы на сессиях.

  

Ион Акири, доктор физико-математических наук, конференциар, заведующий кафедрой математики и естественнонаучных наук Института педагогических наук Республики Молдова в своем приветственном слове рассказал об особенностях создания и использования учебников в педагогической практике. Особый интерес выступающего вызвали проводимые в Национальном институте образования конкурсы на создание учебных пособий для учреждений общего среднего и дошкольного образования Республики Беларусь: сроки предоставления конкурсных материалов (концепции, раздела учебного пособия), их отбора и рассмотрения, Порядок проведения конкурсов и др.

   

Пленарное заседание открыли Татьяна Николаевна Засекина, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заместитель директора по научно-экспериментальной работе Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины докладом «Современное состояние работы по созданию учебников в Украине» и Валентина Васильевна Гинчук выступлением на тему «Современный школьный учебник: опыт Республики Беларусь». Докладчики уделили внимание вопросам, волнующим всех участников образовательного процесса: кто должен разрабатывать учебные пособия; каким должен быть учебник нового поколения; как сделать содержание учебников доступным, понятным, системным и мн. др. Аудитория активно участвовала в обсуждении этих проблем.

  

Работа конференции, продолженная в формате сессий, объединила выступления ученых, методистов, авторов учебников. Участники мероприятия обсуждали широкий спектр вопросов, охватывающий все аспекты создания современного учебника, а также научно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения современного образовательного процесса. Особое внимание акцентировалось на таких ключевых позициях, как:

  • «Сістэма навучання беларускай арфаграфіі ва ўзаемасувязі з развіццём культуры маўлення вучняў у вучэбным дапаможніку па беларускай мове (5 клас)» (А. М. Волочко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией гуманитарного образования Национального института образования; О. В. Зеленко, доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследовательской работе Национального института образования);

  • «Лингвометодические основы построения учебно-методического комплекса по английскому языку как средству межкультурной коммуникации» (Л. А. Силкович, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Национального института образования);

  • «Особенности отбора содержания и построения методического аппарата учебного пособия по истории Беларуси для 6 класса» (С. Н. Темушев, кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования);

  • «Реализация компетентностного подхода в учебном пособии по математике для I ступени общего среднего образования в Республике Беларусь» (М. А. Урбан, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка; Г. Л. Муравьева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка);

  • «Реализация современных достижений методики преподавания математики в школьных учебных пособиях» (О. Н. Пирютко, доцент кафедры математики и методики преподавания математики Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук; О. А. Терешко, аспирант кафедры математики и методики преподавания математики Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, магистр педагогических наук);

  • «Реализация актуальных научных подходов в содержании учебника математики для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (XI класс)» (Т. В. Лисовская, доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией специального образования Национального института образования; М. Е. Скивицкая, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка»);

  • «Канцэпцыя адзінага вучэбнага дапаможніка „Беларуская мова“ для 3 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання» (О. И. Свириденко, докторант кафедры белорусского и русского языкознания Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, доцент, кандидат педагогических наук);

  • «Современные учебники для детей с нарушениями зрения: особенности адаптации, использование в образовательном процессе» (О. С. Хруль, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования) и мн. др.

Тезисы, прозвучавшие в выступлениях, в разных ракурсах затрагивались в ходе последующих обсуждений. По мнению участников дискуссии, важное значение приобрело умение не только создавать учебники нового поколения, учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, но и конструктивно реагировать на критику, учитывать мнение всех, кто заинтересован в качественном образовании.

  

В рамках Международной научно-практической конференции «Проблемы современного учебника» была организована выставка изданий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. Гости и участники мероприятия получили возможность ознакомиться с представленной научно- и учебно-методической литературой для дошкольного, общего среднего и специального образования, включая учебные издания, электронные образовательные ресурсы, современные средства обучения, а также с Национальным образовательным порталом как современным информационно-образовательным ресурсом, созданным для обеспечения комплексной (информационной, научно- и учебно-методической, консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса. Сотрудники института рассказывали о возможностях современных разработок и образовательных услуг, делились практическим опытом их внедрения и использования в образовательном процессе.

    

  

  

Особое внимание гостей и участников конференции было обращено на необходимость дальнейшего активного сотрудничества по вопросам образования и обучения.

Подробно ознакомиться с презентациями участников Международной научно-практической конференции «Проблемы современного учебника» можно здесь.

Виртуальный фотоальбом Международной научно-практической конференции «Проблемы современного учебника» размещен здесь.

 

НИО