Печать
Категория: Экономика образования

Данный обзор построен на материалах двух периодических изданий, выпускаемых под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «Teaching in Focus» (2020, № 32) и «PISA in Focus» (2020, № 108). Объединяет эти сборники тема пандемии коронавируса и ее влияние на систему образования.

В майском издании «Teaching in Focus» освещаются результаты международного исследования TALIS-2018 о готовности педагогов и учреждений образования к изменениям в учебном процессе, связанных с COVID-19 (в название выпуска вынесен вопрос «Насколько учителя и школы готовы к изменениям, вызванным пандемией коронавируса?»). В сборнике «PISA in Focus» данная тема поднимается в несколько ином аспекте: оснащены ли школы всем необходимым для перевода учебного процесса в дистанционный формат, готовы ли учащиеся обучаться в таком режиме.

Справочно:
TALIS (Teaching and Learning International Survey) – международное исследование по вопросам преподавания и обучения – проводится ОЭСР с целью анализа и определения условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в школе. Посредством опроса (в большинстве случаев компьютеризированного) учителей первого этапа среднего образования (МСКО 2) и директоров школ собираются данные о педагогических, методических и социальных процессах внутри учреждений образования. Исследование проводится каждые пять лет: в 2008 г. состоялся первый цикл (24 страны-участницы), в 2018 г. – третий цикл (48 стран-участниц). Как правило, размер выборки исследования – 200 школ в каждой стране-участнице, 20 учителей в каждой школе. В 2018 г. некоторые страны приняли решение об участии в исследовании учителей начальных и старших классов, а также педагогов учреждений образования, участвующих в PISA. В итоге, в 2018 г. в рамках всех компонентов исследования в опросе приняли участие около 260 тыс. учителей, представлявших более 8 млн учителей из 48 стран-участниц.

Средний показатель для стран ОЭСР в обзоре рассчитан на основе среднего арифметического по результатам опросов учителей из 31  страны – участницы ОЭСР, принимавших участие в TALIS-2018. 

Исследование TALIS-2018 проводилось за два года до начала пандемии. Между тем, благодаря наличию в анкетах для педагогов вопросов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, готовностью учителей при необходимости перестроить формат своей работы, результаты данного исследования оказались актуальными для оценки и принятия необходимых мер в образовательном процессе в ответ на возникшие в связи с COVID-19 обстоятельства. По данным Института статистики ЮНЕСКО, в апреле 2020 г. в 194 странах были закрыты школы, в которых обучалось около 1,6 млрд школьников (в мае школы не работали в 182 странах, что затронуло 1,3 млрд учащихся).

Согласно результатам исследования, в среднем по странам ОЭСР лишь немногим более половины учителей (53 %) «всегда» или «часто» предоставляли учащимся возможность использовать ИКТ на уроках или в процессе выполнения проектов (в период проведения исследования). 25 % директоров школ определили в качестве существенного препятствия нехватку или ненадлежащее качество цифровых технологий. Руководитель каждого пятого учреждения образования (19 %) отметил в качестве проблемы нестабильную работу Интернета.

На момент исследования два учителя из трех (67 %) считали себя в состоянии проводить учебный процесс с использованием цифровых технологий (компьютеров, планшетов, интерактивных досок и др.) (рисунок 1). 8,5 % учителей ответили, что испытывают недостаток знаний и умений в данной сфере. Как отмечается в сборнике, такие «докризисные» сведения говорят о том, что переход к дистанционной форме обучения может стать потенциальной проблемой для одной трети учителей; в отношении каждого десятого учителя – актуальным затруднением.

Рисунок 1. Количество учителей (в %), которые считают себя способными использовать ИКТ (компьютеры, планшеты, интерактивные доски) в учебном процессе (сумма ответов «довольно часто» и «часто»)

Вместе с тем, по результатам TALIS-2018 74 % учителей ответили положительно (сумма ответов «согласны» и «абсолютно согласны») на вопрос о том, готовы ли их коллеги в школе к изменениям в работе (рисунок 2). Относительно участвующих в исследовании учреждений образования это свидетельствует об атмосфере открытости к инновациям.

Рисунок 2. Количество учителей (в %), которые согласны с утверждением: «Большинство учителей в школе открыты для изменений» (сумма ответов «согласны» и «абсолютно согласны»)

Обратимся к вопросу оснащения школ для перехода в дистанционный формат работы, который освещен в сентябрьском сборнике «PISA in Focus». Представленные в нем данные – результаты анкетирования учащихся и администраций школ, принимавших участие в исследовании PISA-2018.

В среднем по странам ОЭСР, лишь половина 15-летних школьников обучается в школах, руководители которых указали на наличие и доступность эффективных онлайн-платформ. По данному показателю между странами наблюдаются существенные различия (рисунок 3). В четырех провинциях Китая, Дании, Макао (Китай) и Сингапуре таких школьников более 90 %. В отдельных странах (Аргентине, Беларуси, Японии, Косово, Люксембурге, Морокко, Северной Македонии и др.), согласно ответам руководителей школ, менее 30 % учащихся имели доступ к онлайн-платформам. В некоторых странах по данному показателю наблюдается разрыв между учащимися экономически благополучных и неблагополучных учреждений образования (например, в отдельных странах Латинской Америки разрыв составил 40 %).

Рисунок 3. Процент (%) обучающихся в школах, руководители которых полностью или частично согласны с утверждением о доступности онлайн-платформ для обучения

В заключение остановимся на результатах опроса руководителей учреждений образования, принимавших участие в PISA-2018, о доступности для учителей ресурсов, направленных на повышение их компетентности в применении цифровых технологий. В странах ОЭСР около 65 % 15-летних школьников учатся в школах, в которых учителя, по мнению администраций, имеют возможность использовать ресурсы для углубления своих знаний с помощью цифровых технологий (как в классе, так и за его пределами). На одном «полюсе» оказались Катар и Сингапур – 90 % школьников посещают школы, в которых учителя имеют доступ к подобного рода ресурсам. На другом «полюсе» находятся Венгрия и Япония, в которых менее 30 % учащихся посещают такие школы.

Результаты исследований TALIS и PISA 2018 г. могут рассматриваться в качестве исходных данных о состоянии дел с цифровыми технологиями в учреждениях образования непосредственно до начала вспышки COVID-19. Полученная информация является полезной всем заинтересованным сторонам в сфере образования для определения масштаба и направлений деятельности, необходимых для использования цифровых технологий и реализации дистанционного обучения.

 

С полными текстами периодических изданий на английском языке можно ознакомиться по ссылкам: PISA in Focus, Teaching in Focus.

 

Источники:

  1. PISA in Focus. 2020/108 (September). Were schools equipped to teach – and were students ready to learn – remotely? – OECD [Electronic resourсe]. – 2020. – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/education/were-schools-equipped-to-teach-and-were-students-ready-to-learn-remotely_4bcd7938-en;jsessionid=dwNyhM9vy0k2xNRWCXh8gdNQ.ip-10-240-5-186. – Date of access: 26.12.2020.
  2. Teaching in Focus. 2020/32 (May). How prepared are teachers and schools to face the changes to learning caused by the coronavirus pandemic? – OECD [Electronic resourсe]. – 2020. – Mode of access: https://www.oecd-ilibrary.org/education/how-prepared-are-teachers-and-schools-to-face-the-changes-to-learning-caused-by-the-coronavirus-pandemic_2fe27ad7-en. – Date of access: 26.12.2020.

 

 

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования и
образовательных стратегий
образовательного центра НИО