Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь с 13.12.2018 объявляет конкурс на создание учебных пособий для учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Порядок проведения конкурса, критерии и показатели оценки конкурсных материалов, учебные программы по учебным предметам размещены на национальном образовательном портале в разделе «Конкурс на создание учебных пособий для учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования».
Перечень учебных пособий[1] для проведения конкурса
с 13.12.2018 по 13.02.2019
|
Название учебного пособия |
Год издания |
Класс |
Раздел (темы) учебного пособия, предоставляемого на конкурс |
Объем раздела учебного пособия (печатных страниц) |
Срок предоставления конкурсных материалов |
1. |
Букварь (для учреждений образования с русским языком обучения)
|
2020 |
1 |
Букварный период Звуки и буквы: ш, л, н, ы, р, (к, п, и, т). Последовательное изучение звуков и букв, усвоение слоговых структур. Соотнесение звуков и букв, местонахождение их в слове. Роль гласных в образовании слога. Составление и чтение слогов, складывание слов из букв, схематичное изображение слов. Образование слогов, составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Обучение правильному, осмысленному и плавному чтению. |
35–40 с. |
13.02.2019 |
2. |
Пропись 1, 2, 3 |
2020 |
1 |
Обучение письму Звуки и буквы: ш, л, н, ы, р, (к, п, и, т). |
|
13.02.2019 |
3 |
Математика |
2020 |
1 |
Изучение цифр 6–9 Обведение контуров, шаблонов цифр, списывание цифр со страниц учебника, с доски: 1–5 (6–9). Приемы установления взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств. Выполнение упражнений по подготовке к пониманию сущности сложения и вычитания. Изучение знаков «+», «-», «=». Деление предметных множеств на две равные и неравные части (разложить, раздать, разорвать). Представление о скорости движения объектов: быстро, медленно. Выполнение задач-поручений, наглядных задач (решение задач с открытым и закрытым результатом). Обучение пониманию значения слов: добавили, посадили, построили, съели, убрали, полетели. Составление рассказа по последовательно размещенным рисункам, связанным одним сюжетом. Построение прямых, кривых линий. Продолжение изучения геометрических тел: шар, куб, брус. |
25 с. |
13.02.2019 |
4. |
Русский язык (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2020 |
3 |
Звуки и буквы Совпадение и не совпадение в словах звука и буквы. Гласные и согласные звуки, их отличительные особенности. Слог. Ударение. Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных. Деление на слоги. Перенос части слова. Определение количества слогов в словах. Ударные и безударные слоги в двусложных словах. |
30 с. |
13.02.2019 |
5. |
Беларуская мова (для ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання) |
2020 |
5 |
Гукі і літары Гука-літарны аналіз слоў. Алфавіт і яго значэнне. Мяккі знак. Раздзяляльныя знакі: апостраф, мяккі знак. Падзел слоў на склады. Правілы пераносу слоў. Літары е, ё, і, ю, я і іх гукі. Правапіс д-дз,т-ц. Звонкія і глухія зычныя. Правапіс глухіх і звонкіх зычных, праверачныя словы. Правапіс о, э-а, е, ё-я. |
30 с. |
13.02.2019 |
6. |
Русский язык (для учреждений образования с белорусским языком обучения) |
2020 |
5 |
Звуки и буквы Звуки и буквы русского языка, которых нет в белорусском языке или которые отличаются произношением, написанием. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Правописание шипящих. Правописание больших и маленьких букв, имеющих сходное или различное начертание И-Ш, и-ш, ш-Щ, ш-щ, Ц-Щ, ц-щ, П-Т, п-т, Л-м, л-м, Х-Ж, х-ж; З-Е, У-Ч, б-д, з-д-у; К-Н, к-н, н-п, Е-Ё, е-ё, е-с, и-ы. Письмо слов, предложений, текстов. Чтение. Доступные интересные, занимательные тексты. |
35–40 с. |
13.02.2019 |
7. |
Русский язык (для учреждений образования с белорусским языком обучения)
|
2020 |
6 |
Слово (16 часов). Состав слова. Родственные слова. Корень слова. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Окончание как изменяемая часть слова. Имя существительное. Значение имен существительных. Единственное и множественное число. Род имен существительных. Прописная буква в именах существительных. Имя прилагательное. Значение. Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное. Связь имен прилагательных и существительных. Описание предметов. Число имен прилагательных. Глагол. Значение. Вопросы, на которые отвечают глаголы. Показ и определение слов-действий. Предлоги. Значение. Написание со словами. |
30–35 с. |
13.02.2019 |
8 |
Русский язык (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2020 |
6 |
Слово (20 часов). Корень и однокоренные и родственные слова, приставка, суффикс, окончание. Окончание как изменяемая часть слова. Образование слов при помощи приставок, и суффиксов Приставки в-, вы-, на-, за-, под-, над-, до-, от-, по-, у-. Приставки и предлоги. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным оттенком значения. Правописание проверяемых и (непроверяемых) безударных гласных в корне слова; парных глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных. Правописание приставок и предлогов. Разделительный твердый знак Ъ. |
30–35 с. |
13.02.2019 |
9. |
Беларуская мова (для ўстаноў адукацыі з беларускай мовай навучання) |
2020 |
10 |
Часціны мовы (у межах вывучанага раней) назоўнік (5 гадзін), прыметнік (4 гадзін), займеннік (4 гадзін), дзеяслоў (5 гадзін). |
35–40 с. |
13.02.2019 |
10 |
Человек и мир |
2021 |
1 |
Человек и его здоровье (7 часов). Части тела человека. Личная гигиена. Режим дня. Человек и общество Я и люди вокруг. |
25–30 с. |
13.02.2019 |
11 |
Букварь (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2021 |
2 |
Звуки и буквы (20 часов). Звуки и буквы: з, в, ж, б, г, (д, й, ь). Определение места звука в слове. Дифференциация звонких в слогах и словах: гласных и согласных, парных согласных по твердости-мягкости. Составление и чтение прямых, открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными. Составление и чтение слов из 2-х, 3-х слогов. Чтение предложений с соответствующей интонацией. Чтение небольших текстов. Составление предложений (текста) по сюжетному рисунку. Соотнесение рисунка, слова, предложений, текста. Обучение правильному, осмысленному и плавному чтению. |
35–40 с. |
13.02.2019 |
12 |
Математика |
2021 |
2 |
Изучение числа 10 Изучение числовых рядов 1–10; 10–1. Формирование представлений об однозначном числе и двузначном числе. Формирование представлений о нуле как символе пустого множества (много , один, по одному, ни одного). Сложение и вычитание в пределах 10. Изучение приемов вычислений. Решение комбинированных примеров. Сравнение примеров и результатов вычислений (название компонентов арифметических действий воспринимаются со слов учителя). Решение примеров типа: 6+1+1+1; 6-1-1-1; 6-3-1. Изучение структуры арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Арифметическая задача и арифметический пример. |
35 с. |
13.02.2019 |
13 |
Русский язык (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2021 |
4 |
Текст (17 часов). Различение предложений, не связанных между собой по смыслу, и текста. Определение темы текста. Соответствие темы и заглавия текста. Подбор заглавия к тесту, серии сюжетных картинок. Упорядочение деформированного текста (что вначале, что потом, чем закончилось). Устный пересказ с опорой на вопросы после анализа; замена действующих лиц словами он, она, оно, они. Составление текстов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, вопросам, опорным словам и словосочетаниям. |
35–40 с. |
13.02.2019 |
14 |
Русский язык (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2021 |
5 |
Предложение (24 часа). Составление повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Простые предложения; нераспространенные и распространенные (без терминологии) Связь слов в предложении с практическим составлением предложений по образцу, графической схеме, сюжетной картинке, заданному действию, распространению предложений. Упорядочение деформированных предложений. |
40 с. |
13.02.2019 |
15 |
Русский язык. (для учреждений образования с белорусским языком обучения)
|
2021 |
7 |
Слово (18 часов). Состав слова. Корень слова Родственные слова. Окончание, изменение окончаний, нулевые окончания. Приставки, образование слов. Суффиксы, образование слов. Приставки и предлоги (под, над, за, в, на, от, до, по, у). Разделительный твердый знак (ъ). Имя существительное. Общее значение. Число и род имен существительных. Имена существительные, род которых не совпадает в русском и белорусском языках. Склонение (изменение по падежам) в единственном и множественном числе. Имя прилагательное. Общее значение. Связь имен существительных и прилагательных. Число и род имен прилагательных, изменения по родам и числам. Глагол. Общее значение. Связь глаголов со словами в предложении. Времена глаголов. Изменение глагола по временам. |
40 с.
|
13.02.2019 |
16 |
Русский язык (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2021 |
7 |
Слово (22 часа). Значение слова. Многозначность слова. Толковый словарь Состав слова. Корень слова, однокоренные (родственные) слова. Окончание, обозначение окончаний. Слова без окончания. Изменение окончаний в зависимости от связи слов в предложении. Приставка и предлог (до, под, над, об, за, в, на, от, по, про, у, при). Гласные и согласные в приставках и предлогах. Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Правописание гласных в корне (ударных и безударных, проверяемых и непроверяемых). Парные и непарные глухие и звонкие согласные. Правописание согласных в корне (проверяемых и непроверяемых) Перенос слов с двойными согласными. Правописание буквосочетаний чк, чн. Правописание мягкого и твердого разделительных знаков (ь, ъ). Мягкий (ь) знак для обозначения мягкости согласных. |
40 с. |
13.02.2019 |
17 |
Русский язык (для учреждений образования с русским языком обучения) |
2021 |
8 |
Части речи (24 часа). Имя существительное, общая характеристика. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных (м., ж., с.). Определение рода имени существительного. Единственное и множественное число имени существительного; изменение по числам. Неизменяемые имена существительные. Падежи, вопросы, слова-помощники. Склонение имен существительных по падежам в единственном числе. Сравнение падежных окончаний имен существительных (м., ж., с.) родов. Склонение имен существительных во множественном числе. Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам и числам. Склонение имен прилагательных м., ж., и с. рода. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. Личные местоимения я ты, он, она, оно, мы, в, они. Правописание местоимений 3-го лица с предлогами. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание ь после шипящего во 2-м лице единственного числа. Неопределенная форма глагола. Правописание не с глаголами. Повелительное наклонение глаголов (ознакомление). Наречие. Общее понятие о наречии. Наречия, обозначающие способ действия (без указания разряда). Употребление наречий, обозначающих способ действия, в речи. |
40-45 с. |
13.02.2019 |
Примечание:
(учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы).
[1] На конкурс объявляются учебные пособия, которые должны быть изданы к 2020/2021, 2021/2022 учебному году.
Контактные лица и телефоны для получения дополнительной информации:
Олешкевич Валентина Иосифовна: +375 17 292 60 47;
Рахманова Елена Владимировна: +375 17 292 86 16;
Кудрявцева Светлана Анатольевна: +375 17 229 19 54.
НИО