Электронными дневниками и ученическими смарт-картами уже никого не удивишь. В некоторых минских школах и гимназиях, которые идут в ногу с цифровой эпохой, на уроках биологии используют очки виртуальной реальности, а на английском с помощью Lego и компьютерной программы создают комиксы. Какие технологические новшества затронули столичное образование, выясняли корреспонденты информационного агентства «Минск-Новости».

Витать в облаках

В средней школе № 182 появился современный кабинет информатики, где применяют облачные технологии

У компьютеров, которыми оборудован кабинет информатики СШ № 182 имени Владимира Карвата, нет привычных системных блоков. Вместо них облегченные версии ПК белорусского производства без жесткого диска. Операционная система и все необходимые для учебы программы и приложения запускаются из Облака – сервера дата-центра. Новые моноблоки в мае нынешнего года предоставила белорусская компания по услугам сотовой связи.

– Не нужно закупать дорогостоящее лицензионное программное обеспечение и антивирусные программы – все необходимое загружается из Облака. Это позволяет значительно расширить возможности класса: планируем проводить здесь уроки не только информатики, но и физики, химии, биологии, истории, – рассказывает директор школы Владислав Владимирович Крайнов.

Рабочие места школьников светлые и комфортные. За моноблоками не тянутся десятки электропроводов: в них просто нет необходимости. Уровень шума практически сведен к нулю. «Облачный» класс полностью защищен от просмотра нежелательного либо запрещенного контента в Интернете.

– Еще одно существенное преимущество: по сравнению с обычным компьютером средней мощности моноблок более энергосберегающий. Расходы на потребление электроэнергии сокращаются в два раза, – отмечает Владислав Владимирович.

На смену привычным доске и мелу пришли мультимедийная доска и проектор.

– Это позволяет сделать учебный процесс более интенсивным: удается совмещать вербальную информацию с визуальной. Урок получается интерактивным – участвует в нем каждый, – считает собеседник.

«Облачный» класс появился в учреждении образования в конце прошлого учебного года. Оценить его возможности уже успели учащиеся. Восьмиклассники Костя Иванов и Миша Стрижевский с удовольствием изучают на уроках информатики азы программирования и векторной графики.

– Хочу стать программистом, поэтому школьной программой не ограничиваюсь: в свободное время посещаю дополнительные занятия, – рассказывает Костя.

Учиться по комиксам

Как объединить в единое целое игру и программирование, точные и гуманитарные науки, знают в гимназии № 37.

Здесь с 2011 года открыт районный ресурсный центр информационных технологий. Часть программ, используемых в образовательном процессе, разрабатывают сами учителя.

Заместитель директора гимназии Татьяна Владимировна Челдышкина рассказывает, что стали использовать элементы виртуальной и дополненной реальности:

– Для этого необходимо специальное оборудование: очки виртуальной реальности и мобильные телефоны учащихся. Благодаря им оживают статичные объекты в учебниках. Например, на уроке химии школьник может не просто увидеть формулу, напечатанную в книге, а посмотреть, как проходит химическая реакция в действительности. И мобильник – уже не игрушка, а посредник в получении знаний.

С помощью современных технологий ребята изучают гуманитарные предметы параллельно с основами программирования. Так осваивают английский язык самые маленькие воспитанники гимназии. Для них закупили наборы Lego с фигурками, позволяющими иллюстрировать разные истории. Ученики придумывают ситуацию, составляют диалоги на английском, подбирают необходимых персонажей. Затем с помощью специального программного обеспечения создают комиксы.

– Эту обучающую игру внедрила наш учитель Ольга Виолетовна Кутузова. Программа настолько простая, что с ней могут работать даже первоклассники, – уточняет собеседница. – Это уникальная разработка. Когда мы были в Санкт-Петербурге на международной конференции, собравшей более 2 000 участников, ничего подобного не увидели.

Кроме того, в гимназии реализуют проект «Инженерная школа», в котором задействованы физика, математика и информатика. Занимаясь математикой, школьники одновременно осваивают программу по 3D-моделированию. Изучая физику, знакомятся с психологией и нейролингвистикой. Кажется, какая между ними связь? На таких уроках детей учат работать с ментальными картами – удобным способом структурирования информации. Условно, главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. На уроках информатики дети занимаются робототехникой. И все это примеры STEAM-образования. Неудивительно, что более 95 % гимназистов – учащихся физико-математического профиля – выбирают профессии, связанные с IТ.

А в гимназии № 13 стали применять технологию виртуальной реальности на уроках математики и биологии:

– Индивидуальный просмотр роликов с помощью VR-очков позволяет учащимся визуализировать даже абстрактные понятия, к примеру, доказательство формулы сокращенного умножения через объемы параллелепипеда, – поясняет педагог Ольга Викторовна Карпович.

Справочно: Облачные технологии (cloud technologies) называют золотой жилой IT-индустрии и предрекают им совсем не облачное, а вполне ясное будущее. Это ноу-хау в способах хранения и обработки данных. Поясним на простом примере: у вас есть компьютер, на котором определенные программы, скажем, пакет приложений Microsoft Office. Нужно напечатать текст – открываете Microsoft Word. Документ хранится на вашем ПК. А можно поступить иначе: использовать программы, которые находятся не на вашем компьютере, а на удаленном сервере. Их превеликое множество, приобрести лицензионную версию каждого накладно. Работаете на удаленном сервере, значит, работаете в Облаке. Эти технологии добрались-таки до столичных школ.

Для стабильной работы «облачного» класса необходима соответствующая скорость передачи данных через Интернет: она должна быть не меньше 100 Мбит/с.

STEAM – один из основных трендов в мировом образовании. Загадочную аббревиатуру все чаще используют частные центры, намекая на продвинутость своих учебных программ. S – science (наука), T – technology (технология), E – engineering (инженерия), A – art (творчество) и M – mathematics (математика). Эти дисциплины крайне востребованы в современном мире. Вместо того чтобы изучать каждую по отдельности, их можно соединить в один урок, как это делают в гимназии № 37.

 

Подготовили Виктория Держанович и
Екатерина Циркун;
фото Ирины Малиновской;
информационное агентство «Минск-Новости»