Январский номер аналитического издания «Education Indicators in Focus», выпускаемого под эгидой ОЭСР, посвящен обсуждению вопросов, связанных с организацией учебного процесса на начальной и средней ступенях обучения. В качестве материалов для рассмотрения данной темы послужили итоги Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 2012 года.
Как показывают результаты сравнительного анализа, количество обязательных учебных часов и длительность учебного года значительно варьируются в различных странах ОЭСР. Так, в рассматриваемых государствах учебная программа начальной ступени образования в среднем рассчитана на 804 часа в год. Однако формальные требования значительно отличаются в зависимости от страны: минимальное количество часов (менее 650 часов) зафиксировано в Финляндии, Венгрии, Кореи, Латвии, Польши и Российской Федерации; максимальное (около 1000 часов) – Австралии и Колумбии. Как правило, увеличение количества обязательных учебных часов связано с повышением ступени обучения. Учащиеся на уровне базовой и средней ступени обучения учатся соответственно на 112 и 128 учебных часов больше по сравнению с учениками, обучающимися на начальной ступени. В Чехии, Финляндии, Германии, Мексике, Российской Федерации и Испании эта разница достигает 200 часов.
В различных странах ОЭСР варьируется и длительность учебного года, однако здесь различий между ступенями обучения меньше. В этих государствах учебный год в начальной школе приблизительно составляет 185 дней, на средней ступени – 183 дня. 170 дней и менее обучаются учащиеся начальной школы и младших классов средней школы Франции и Исландии, младшие классы средней школы Греции, Ирландии и Люксембурга, начальной школы Латвии и Российской Федерации. Между тем школьники Бразилии, Колумбии, Израиля, Италии, Японии, Мексики учатся около 200 дней в году. Различия объясняются разной продолжительностью обучения на различных ступенях, продолжительностью школьных каникул. В европейских странах летние каникулы длятся от 6 недель (некоторые регионы Германии, Нидерландов и Великобритании) до 13 недель (Италия, Латвия и Турция). Как правило, продолжительность летних каникул меньше в тех странах, где они проводятся чаще.
Как правило, количество обязательных учебных часов и продолжительность учебного года устанавливаются нормативными документами централизованно. По имеющимся данным, это зафиксировано в 24 странах из 37. Даже среди 13 стран, где такие решения принимаются на местном уровне или в учебном заведении, в 11 из них это происходит в рамках централизованно разработанных норм. Только в Англии (Великобритании) и Индонезии учебные заведения самостоятельно устанавливают количество учебных занятий и разрабатывают структуру учебного времени.
Учреждения образования сами принимают решения по вопросам организации образовательного процесса. По крайней мере в 70 % стран учебные заведения самостоятельно организуют учебный процесс (текущую оценку работы учащихся, методы обучения, выбор учебных пособий и др.).
Длительность учебного года и количество времени на изучение различных предметов в учебных программах начальной и средней школы различаются по странам ОЭСР, однако можно выделить некоторые общие черты. В среднем по данным государствам в начальной школе около 50 % времени обязательной учебной программы (или 2,2 часа в день) посвящено чтению, письму и литературе; математике и естественным наукам. Первые три на данном этапе являются приоритетными.
На уровне базового (МСКО 2) и среднего образования (МСКО 3) приоритеты в распределении времени на учебные предметы меняются. На уровне базового образования количество времени, отводимого на письмо и чтение, сокращается до 14 % в день (41 минута в день); время на изучение иностранных языков увеличивается с 6 до 13 % (с 16 до 38 минут).
Учебные занятия занимают только часть времени, которое ученики посвящают учебе. По результатам опроса учащихся, в среднем по странам ОЭСР 15-летние школьники проводят 4,9 часа в неделю за выполнением домашних заданий или посещают занятия, организованные педагогами. Данное время варьируется в зависимости от учебного заведения. Ученики благополучных в социально-экономическом плане школ заняты такой деятельностью на два часа в неделю больше по сравнению со своими сверстниками из «неблагополучных» школ.
Несмотря на различия в распределении учебного времени, длительности учебного года, исследования, проводимые в рамках PISA, позволяют сделать вывод, что в 2012 году (по сравнению с 2003 годом) продолжительность уроков математики для 15-летних школьников в среднем увеличилась на 13 и более минут в неделю; при этом время выполнения домашних заданий или другой деятельности, заданной педагогом, снизилось с 5,9 часа в неделю в 2003 году до 4,9 часа в 2012 году.
С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.
Источник:
Education Indicator in Focus. 2016/ 38 (January). How is learning time is organized in primary and secondary education? [Electronic resource] // OECD. – 2016. – Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5jm3tqsm1kq5.pdf?expires=1465568662&id=id&accname=guest&checksum=A8A32A33C554DBD51A8599823BCE0058. – Date of access: 05.05.2016.
Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО