Июньский номер периодического издания «PISA in Focus», выпускаемого под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвящен анализу изменений, происходящих в учреждениях образования с 2003 по 2012 год. Регулярный мониторинг позволяет отслеживать уровень и степень преодоления имеющихся проблем в сфере образования, открывает широкие возможности для проведения сравнительных лонгитюдных исследований и принятия конкретных мер по совершенствованию системы образования в целом.

Наряду с оценкой достижений 15-летних учащихся по читательской, математической и естественнонаучной грамотности итогом исследования выступают количественные показатели факторов, влияющих на результаты обучения учеников и состояние учреждений образования. Каждый цикл программы, начиная с 2000 года, включал анкетирование учащихся и административно-управленческого персонала учреждений образования на предмет анализа качества школьной образовательной среды – от выявления ресурсов учреждения образования, его инфраструктуры до характеристики отношений между учителями и учащимися, специфики работы с разными категориями учеников. Сравнивая результаты разных лет, можно оценить, в какой степени возросшие инвестиции в образование привели к улучшению качества системы образования в целом и в отдельных учреждениях.

Согласно итогам исследования, в странах ОЭСР с 2003 по 2012 год совокупные расходы на одного ученика в возрасте от 6 до 15 лет увеличились в реальном выражении в среднем на 40 %. Как следствие, в большинстве государств – участников международной программы PISA наблюдались изменения в профессиональном уровне педагогов, также улучшилась оснащенность учреждений образования. В среднем по странам ОЭСР доля учащихся школ, администрация которых указывала на дефицит квалифицированных учителей математики, сократилась примерно на 5 % с 22 до 17 % (2003 и 2012 годы соответственно). В 15 странах данный показатель уменьшился на 10 % и более, а в Турции и Индонезии – на 35 %. Противоположная тенденция наблюдается в Австрии, Финляндии, Корее, Лихтенштейне, Люксембурге, Нидерландах, Швейцарии, Таиланде.

В 2012 году в 29 странах из 38 зафиксировано повышение качества учебных материалов, например в Польше, Российской Федерации, Турции и Уругвае; значительно ухудшилось оно в Исландии, Корее, Тунисе.

Позитивная динамика за рассматриваемый период наблюдается и в отношении школьной инфраструктуры. По результатам анкетирования руководителей, нехватка школьных зданий, систем отопления или учебных помещений снизилась. В некоторых странах (Корея, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Таиланд и Тунис) качество школьной инфраструктуры за данный период значительно упало.

Как показывают результаты PISA, пополнение материальной базы учреждений образования не влияет на достижения учащихся. Между тем наличие минимального уровня ресурсов является необходимой предпосылкой для повышения успеваемости учеников. Дополнительные ресурсы становятся эффективными в том случае, когда они использованы для создания и развития образовательной среды. Данные PISA свидетельствуют о высокой корреляции между качеством образовательной среды учреждений образования и уровнем образовательных достижений учащихся, несмотря на разный социально-экономический и демографический статус как учащихся, так и учреждений образования.

В целом в странах ОЭСР образовательная среда к 2012 году улучшилась по сравнению с 2003 годом. Например, в регионах, по которым имеются данные, налицо значительное улучшение в характере взаимоотношений между учителями и учащимися (за исключением Туниса). Доля учеников, находящих общий язык с педагогами, выросла на 11 % (с 71 % в 2003 году до 82 % в 2012 году). Процент учащихся, считающих, что учителя относятся к ним справедливо, вырос с 77 до 81 % (2003 и 2012 годы соответственно).

Согласно данным опроса, в целом по странам ОЭСР в период с 2003 по 2012 год улучшилась ситуация с дисциплиной в классе. Значительные изменения по данному аспекту зафиксированы в Чехии, Гонконге, Исландии, Японии, Люксембурге. Ухудшение наблюдается в Германии и Тунисе.

Несмотря на произошедшие положительные изменения, возможности школ в большей степени соответствовать запросам учащихся с различными способностями и социально-экономическими возможностями еще ограничены.

В ходе исследования PISA рассчитывается индекс академической инклюзии – показатель, определяющий внутришкольную дифференциацию между учащимися. Чем больше процент вариации по математической подготовке учащихся внутри учреждения образования, тем выше данный индекс. Среди стран ОЭСР при сопоставимых условиях в 2012 году было выявлено 36 % различий между школами и 64 % различий внутри школы. В 2003 году показатель различий внутри школы был выше на 2,3 %. Уменьшение уровня академической инклюзии дает основания полагать, что учреждения образования в 2012 году менее приспособлены к адаптации более успешных в учебе и слабоуспевающих учащихся в рамках одной школы.

Наряду с индексом академической инклюзии в PISA рассчитывается индекс социальной инклюзии, который указывает на степень дифференциации учреждений образования по социально-экономическим характеристикам учащихся. В целом по странам ОЭСР данный параметр не изменился и составляет 76 %. Но за этим усредненным показателем кроются существенные различия между странами. Меньший индекс социальной инклюзии наблюдается в Гонконге, Латвии, Новой Зеландии. Более высокий уровень отмечен в Италии, Японии, Корее, Швейцарии, Турции. Низкий уровень социальной инклюзии означает, что между учреждениями образования наблюдается бóльший разрыв по показателям социально-экономического благополучия учащихся.

Задачей образовательной политики на следующее десятилетие является достижение высокого уровня успеваемости всех категорий учащихся, независимо от их социально-экономических характеристик.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

Источник:

PISA in Focus. June. 2015/06. How have schools changed over the past decade? [Electronic resource] // OECD. – 2015. – Mode of access: http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/pisainfocus/pisa-in-focus-n52-%28eng%29-final.pdf. – Date of access: 05.12.2015.

Материал подготовлен
управлением перспективного планирования
и образовательных стратегий
Образовательного центра НИО