Александр Федорович Надтока, заведующий отделом обучения географии и экономике, старший научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, кандидат педагогических наук.
Педагогический стаж в области методики обучения – 27 лет, научный стаж в области методики обучения – 11 лет.
Сфера научных интересов:
формирование содержания образования, методика обучения географии.
Автор более 150 научных публикаций, среди которых 9 учебников и более 50 учебных пособий, имеющих гриф МОН. Ученый публикуется как в отечественных, так и зарубежных изданиях.
[iceaccordion theme="Основные публикации"][accordionslide title="Основные публикации "]Монографія:
Дидактика географії : монографія / В. М. Самойленко, О. М. Топузов, Л. П. Вішнікіна, О. Ф. Надтока, І. О. Діброва. – К. : Педагогічна думка, 2014. – 586 с.
Підручники:
Надтока, О. Ф. Географія : підручник для 9 кл. загальноосвітніх навчальних закладів / О. Ф. Надтока, О. М. Топузов. – К. : «Видавничий дім „Світ знань“», 2009. – 224 с.
Географія : підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2011. – 320 с.
Топузов, О. М. Географія : підручник для 6 класу / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2013. – 320 с.
Посібники:
Методика навчання географії материків і океанів : навчально-методичний посібник для вчителів географії та студентів педагогічних навчальних закладів / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2011. – 128 с.
Методика навчання географії у 6 класі ЗНЗ : навчально-методичний посібник для вчителів географії та студентів педагогічних навчальних закладів / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Л. П. Вішнікіна (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2015. – 128 с.
Надтока, О. Ф. Географія : зб. тестових завдань для підготовки до зовнішнього незалежного оцінювання за оновленою специфікацією 2015 / О. Ф. Надтока. – Х. : «Видавничий дім „Весна“», 2015. – 96 с.
[/accordionslide][/iceaccordion]
Основные концептуальные подходы к созданию личностно ориентированного учебника по географии
Рассматриваются проблемы соответствия современного учебника по географии тенденциям развития педагогической науки и его создания на основе личностно ориентированного обучения. Констатируется, что география как школьный предмет имеет ряд ключевых моментов по внедрению личностно ориентированного обучения в школьную практику.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, педагогические технологии, модели создания учебника по географии, блочная структура учебника.
Мы живем в информационном обществе, характерными чертами которого является постоянное увеличение объема научной информации, усиление интеграционных процессов во всех сферах деятельности человека. В условиях глобализации образованность стала приоритетной особенностью жизненной компетентности личности, источником развития ее познавательных интересов.
Непрерывное развитие научно-технического прогресса, процессы глобализации и национальной идентификации, высокая информационная насыщенность общества ставят перед современным школьным образованием проблему ее реформирования и модернизации.
В настоящее время изменяются принципы всей системы образования Украины. В частности, Национальная доктрина развития образования ориентирует школу на создание условий для личностного развития и творческой самореализации гражданина. Успешное решение этих задач предполагает использование всех возможностей учебных предметов, в том числе и географии. Кроме этого, важной особенностью этого процесса являются разработка и реализация новых методик и средств обучения.
Рассматриваемые положения указывают на приоритетную роль образования в современном мире, социальную значимость педагогики, важность развития методик обучения школьным предметам. Они направляют на стезю эволюционной смены методических основ как образовательной системы вообще, так и основ отдельных школьных предметов и курсов, в частности формирования их на принципах личностно ориентированного обучения. Ведь сегодня выпускник школы для успешной самореализации должен выработать такие качества, которые бы давали возможность самореализоваться в сложном глобализированном мире, а именно:
- умение самостоятельно и критически мыслить;
- иметь способность генерировать новые идеи;
- адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям;
- грамотно работать с различными источниками информации и накапливать нужный фактический материал;
- на практике применять полученные знания;
- иметь креативный потенциал, который способствует творческому мышлению;
- быть коммуникабельным и контактным в различных социальных группах, избегать конфликтов, уметь работать в коллективе;
- постоянно работать над развитием интеллекта, своего нравственного и культурного уровней [9, с. 8; 10].
Все это соответствующим образом влияет на структурирование содержания образования, которое заключается в вычленении и наполнении школьных предметов, обязательных для изучения, конкретным содержанием. Вопросы формирования методических основ школьных географических курсов являются одной из важных задач национальной педагогической науки на современном этапе, выступают в роли системообразующего фактора, который объединяет в целостную систему базы знаний, методов, приемов обучения и форм работы и их реализацию через средства обучения, в том числе и учебники.
Поэтому проблема создания качественного школьного учебника сегодня как никогда остра. Решая ее, можно определить психолого-педагогические условия улучшения качества обучения, активизации познавательной активности и оптимального сочетания репродуктивного и творческого обучения учащихся, а также проверить содержание школьного курса. Первым важным моментом при написании школьного учебника по географии Украины должно стать его соответствие принципам личностно ориентированного обучения [8]. Ведь именно учебник считается главным компонентом системы средств обучения и отражением современного состояния доминирующих тенденций в педагогической теории и практике.
Актуальности вопроса построения учебного процесса на основе личностно ориентированного обучения и учет таких подходов при создании учебников неоднократно отмечали Г. А. Анисимова, В. Г. Бевз, Л. Д. Березовская, Н. М. Бибик, М. И. Бурда, Н. М. Буринская, Ю. А. Жук, В. Г. Кремень, В. В. Лапинский, Т. А. Лукина, А. И. Ляшенко, Ю. И. Малеваный, Е. И. Пометун, В. Г. Редько, А. Я. Савченко, О. М. Топузов, А. М. Фасоля и др. Среди педагогов постепенно укрепляется идея, что учащийся должен стать центральной фигурой процесса обучения, ведь в современном мире стремительно растет роль личностных качеств, так как человеческая деятельность и решения, принятые в одной части мира, могут иметь серьезные последствия для сообществ в других отдаленных частях планеты [18; 19]. В частности, по утверждению Дж. Равенна, необходимо изменить идеологию системы образования, переориентировать ее на формирование компетентностей личности. При этом все важнее становится роль реальных обстоятельств, влияющих на формирование компетенций [12; 13]. Это перекликается как с основными принципами личностно ориентированного обучения, так и с идеей А. В. Хуторского об индивидуальной траектории обучения каждого ученика (ученицы). Ученый отмечал, что недостаточно пробудить творчество учеников, необходимо сопровождать их к нему [17].
По словам В. Г. Кременя, «...ученик, будто Солнце, должен быть в центре внимания педагогов», которые, будто планеты, должны «вращаться вокруг ученика». В таких условиях процесс обучения принесет желаемый результат.
В методике обучения географии, биологии, химии, как и всех школьных предметов, давно назрела необходимость внедрения человекоцентричного подхода в педагогическую практику. Все это соответствует проблематике изменения самого содержания образования. Данную идею поддерживают ведущие отечественные и зарубежные ученые. В частности, академик В. Г. Кремень отмечает, что требует изменения само содержание обучения, указывая, что фундаментальные знания в сферах изучения человека и мира необходимо сепарировать от чрезмерной информационной составляющей, которая должна выполнять роль иллюстративного сопровождения познавательного процесса [6]. С учетом человекоцентричных тенденций, не лишая возможности познания природы и мира, необходимо сосредоточить больше внимания на познании человека, его психолого-физиологических особенностей, жизнедеятельности, индивидуальном самопознании [6, с. 161].
Данная концепция перекликается с работами педагогов-классиков, которые всегда стояли на позициях человекоцентризма. В настоящее время возникает необходимость не только изменить в эту сторону вектор развития педагогики в целом, но и отразить эти изменения в методике обучения всем школьным предметам, в том числе и географии.
С этой точки зрения актуальные для современной педагогики проблемы ставили Я. А. Коменский, И. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский.
В свое время первые попытки применения личностного подхода были направлены на развитие самостоятельности в обучении. Дидактические и методические основы развития самостоятельности в процессе получения знаний впервые изложены в трудах Я. А. Коменского. Ученый разработал организационные основы привлечения учащихся к самопознанию. В сборнике «Великая дидактика» он обозначил такой способ усвоения новых знаний, при котором «ученики больше бы учились, а учителя менее бы учили» [4, с. 86]. В работе «Лабиринт света и рай сердца» Я. А. Коменский отмечает, что познавательная самостоятельность может присутствовать на всех определенных им этапах учебного процесса: аутопсии (наблюдении со стороны ученика, которое может и должно быть самостоятельным), автопраксии (самостоятельном практическом воплощении знаний, полученных в ходе аутопсии), автохресии (применении полученных, в том числе и самостоятельно, знаний в новых обстоятельствах жизни), автолексии (изложении учащимися результатов своей деятельности в устной или письменной форме, а также самостоятельно) [5, с. 176]. Ведь именно самостоятельность школьников, их мотивация к обучению являются одной из важных основ личностно ориентированного обучения.
Н. И. Пирогов свою педагогическую концепцию, сформулированную в статье «Вопросы жизни», основывал на двух принципах:
- вопрос о значении и смысле всей образовательно-воспитательной системы, направленной на подготовку нового человека («настоящего человека»);
- изучение школьных программ и методики школьного дела [16].
Один из ученых, разрабатывавших научные основы и методику личностно ориентированного обучения, – А. В. Хуторской – определяет следующие принципы:
- принцип личностного целеполагания ученика: образование каждого школьника основывается на фундаменте, который и определяет его личные учебные цели;
- принцип отбора индивидуальной образовательной траектории: ученик имеет право на осознанный и скоординированный с учителем выбор основных компонентов своего образования – смысла, целей, задач, темпа подачи информации, форм и методов обучения, личного содержания образования, системы контроля и оценки результатов;
- принцип метапредметных основ учебного процесса: содержание учебного процесса основывается на фундаментальных метапредметных объектах, которые делают субъективное личностное узнавание их учениками;
- принцип продуктивности обучения: главным ориентиром обучения является личностно-образовательный рост ученика, который формируется из внутренних и внешних продуктов его учебной деятельности;
- принцип первичности образовательной продукции ученика: создаваемый школьником личностный смысл образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в области знаний, которые изучаются;
- принцип ситуативности обучения: учебный процесс базируется на ситуациях, которые требуют самоопределения учащихся и поиск ими решений. Учитель сопровождает ученика в динамике образовательного движения;
- принцип учебной рефлексии: учебный процесс сопровождается его рефлексивным осмыслением субъектами образования [17, с. 24–38].
Названные принципы должны реализовываться и в школьном географическом образовании, основные идеи которого отражены в положениях Государственного стандарта базового и полного среднего образования. Перспективное «наполнение» данного документа ставит целью более полное отражение личностно ориентированного характера современного обучения.
Ведь задачи географического образования эффективно выполняются через самооценку и самореализацию способностей и интересов школьниками и пролонгации этого процесса в жизненных планах обучающихся личностей [1; 7].
Экспериментальный опыт использования учебной деятельности на основе личностно ориентированного обучения свидетельствует, что его внедрение ведет к успеху, когда сам учитель осознает, что именно ученик, а не он, должен быть центральной фигурой в обучении. Поэтому главную роль в этом плане должен играть деятельностный подход к обучению, а не запоминание и воспроизведение определенных умений и навыков.
По нашему мнению, характерными признаками личностно ориентированных учебников по географии и другим школьным предметам являются такие их особенности, как структурирование учебного материала по проблемному принципу и широкое использование инновационных методов и форм работы. Они должны быть направлены на практическое применение полученных знаний. Поэтому предпочтительно, чтобы личностно ориентированные учебники имели блочную структуру. О. М. Топузов выделяет следующие теоретико-методологические основы личностно ориентированного учебника:
- формирование предметной и ключевых компетентностей;
- формирование содержания естественно-научных знаний;
- учет нового смыслового наполнения учебника в соответствии с запросами общества в контексте современной системы образования;
- изложение учебного материала в соответствии с алгоритмом решения проблемных задач различных типов [14].
Немаловажно, чтобы учебник и другие средства обучения, используемые в качестве элементов учебного комплекта, позволяли учащимся реализовать свое собственное «Я» [13].
На основании сказанного можно утверждать, что география как школьный предмет и учебник по географии как основной носитель содержания данного предмета имеют ряд характеристик, которые при условии правильного построения учебного процесса позволяют ученикам почувствовать себя в новых социальных амплуа, выступать в ролях, которые отличаются от роли учащегося. То есть это особая сфера, где школьники могут удовлетворять личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я» [10]. Поэтому в условиях личностно ориентированного обучения география должна выполнять роль зоны активного общения, в которой потребности в контактах и расширении мировоззрения школьников удовлетворяются благодаря приобретенным знаниям о природе, хозяйстве и социуме. Учитывая это, возникает необходимость осовременивания существующих учебников по географии [7].
Любой школьный учебник должен соответствовать современному состоянию развития науки, требованиям действующей программы, обеспечивать системность, последовательность и логичность изложения материала и связь теории с практикой. Кроме того, национальный учебник должен нести собственную педагогическую идею построения украинского образования как важного условия его реформирования. Новые учебники по географии в Украине должны показать степень национальной идентификации, а не только останавливаться на проблемах глобализации, отражать роль и значение страны в Европе и мире, шире использовать в примерах свою родину с целью иллюстрирования тех или иных природных явлений и физико-географических особенностей. Ведь учебник является основной книгой, которая отражает научную картину данной области географии, в нем обозначены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного стандарта базового и полного среднего образования.
Все это необходимо учитывать при формировании концептуальных подходов к созданию учебников нового поколения. Априори такие пособия должны быть «обратными к ученику», то есть личностно ориентированными. При написании учебников намечаются основные направления и аспекты рассмотрения школьного предмета и последовательность изложения учебного материала. Учебник должен не только осуществлять ретрансляцию материала, но и раскрывать методические аспекты получения знаний, формы приобретения компетентностей. Поэтому, как и любая учебная книга, учебник должен выполнять следующие основные функции:
- информационную;
- познавательную;
- воспитательную.
Для создания качественного школьного учебника важны такие положения, как:
- структурирование и отбор учебной информации;
- актуальность и связь с современностью;
- учет современных научных знаний;
- отражение системности науки и культуры в содержании образования;
- гуманизация и деятельностный подход;
- необходимость сочетания инвариантности и вариативности данного курса в структуре учебника.
Как видно из сказанного, на современном этапе существует четыре модели создания учебника по географии:
- конвекционная;
- программируемая;
- модель создания проблемного учебника;
- комбинированная.
Первая модель предусматривает создание учебника по традиционной методике в виде энциклопедической подачи материала, но не учитывает механизмы понимания. Поэтому такие пособия относятся к категории репродуктивного типа.
При реализации второй модели раскрываются основные положения наук. В области географии такие учебники ориентированы на выработку целостной системы географических знаний.
Модель создания проблемного учебника направлена на творческий характер учебной деятельности, ее мотивационную составляющую. Решение проблем является основной методической особенностью данных пособий, которые ориентированы не только на углубление базы знаний учеников, но и на расширение их компетентностного поля.
Комбинированная модель создания учебника включает в себя элементы предыдущих, при этом ни одна из них не превалирует [1].
Проанализировав модели создания учебных пособий, отметим, что при создании личностно ориентированного учебника необходимо учитывать следующие особенности:
- он должен быть рассчитан на внедрение через активную модель обучения, способствовать заинтересованности учащихся благодаря разнообразию представленной информации;
- основные тексты параграфов должны соответствовать возрастным особенностям учащихся;
- издание должно содержать интерактивные рубрики типа «Географическая задача», «Решаем проблемы», «Исследователям», «Конкурс для умников» и др.;
- учебник должен иметь соответствующую иллюстративную базу и четкую рубрикацию.
В указанном случае рисунки, схемы, карты не только иллюстрируют текст, они не выступают в роли репродуктивного придатка – с их помощью формируются определенные задачи обучения. Поэтому практически каждая из иллюстраций сопровождается вопросом развивающего характера.
Стоит отметить, что в большинстве школьных учебников не достаточно эффективно подается иллюстративный материал. Однако именно рисунки призваны «расшевелить» учебный процесс, ведь потребителями интеллектуального продукта (в данном случае учебник по географии) являются дети XXI века, соответственно, и подача иллюстративного материала, и методический аппарат учебников должны быть подготовлены на высоком уровне.
По нашему мнению, построение учебника как содержательной модели процесса обучения – одно из приоритетных требований-тенденций по его созданию. Для учеников он должен стать средством организации деятельности, обеспечивать полноценное усвоение учебного материала. Поэтому следует определить одну из важнейших задач, которые стоят сегодня перед созданием учебника по географии, – он должен нести в себе отчетливые признаки определенных педагогических технологий. Таким образом, учебник должен представлять для учителя убедительный образец добротных технологий обучения и развития [7].
Вторая задача, выполнение которой улучшит качество учебника, это учет типа учебного предмета по признаку – наличию ведущего компонента его содержания. И. К. Журавлева, Л. Я. Зорина выделяют три таких типа:
- с ведущим компонентом «научные знания»;
- с ведущим компонентом «способы деятельности»;
- с ведущим компонентом «формирование опыта эмоционально-ценностных отношений» [1].
Например, школьный курс «Україна і світове господарство» («Украина и мировая экономика») как составная часть школьного предмета «География» следует отнести к первому типу учебного предмета. Поэтому для такого учебника, связанного с передачей научных знаний различных уровней сложности учебного материала, требующего развития у учащихся индивидуальных способностей, интересов и потребностей, характерным признаком должно быть проблемное изложение. Важной особенностью таких учебников является использование активных методов обучения, направленных на исследовательскую деятельность учащегося. Они должны стимулировать способность школьников к самоорганизации собственной траектории обучения.
Именно с учетом этих тенденций был создан учебник «География. 9 класс» (авторы: А. Ф. Надтока, О. М. Топузов), представленный к конкурсному отбору издательством «Оріон» в 2016 г. Подготовкой учебника руководил отдел обучения географии и экономике Института педагогики НАПН Украины. Содержание издания соответствует действующей программе предмета и основным требованиям Государственного стандарта общего среднего образования. Пособие тесно связано с жизнью, опирается на новые научные факты, теории и гипотезы, создает предпосылки для использования современных информационных систем. Научные понятия и термины представлены здесь в адаптированном для восприятия учащимися 9 класса виде. Изложение материала и подборка задач осуществлялись с учетом личностных потребностей учащихся, чем объясняется блочная структура учебника.
В целом издание продолжает традиции учебника 2009 г. названных авторов (издательский дом «Світ знань»), смоделированного на основе технологии проблемного обучения. В каждую тему включен блок «Решаем проблемы», который выступает своеобразным фоном для дальнейшего изложения текстового материала данной темы [3]. В тексте также встречаются задания проблемного характера, направленные на развитие познавательных интересов учащихся.
Подобные подходы заложены в основу создания учебника «География. 7 класс» (авторы: О. М. Топузов, А. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко, Л. П. Вишникина, А. А. Шуканова, В. М. Самойленко), изданного в 2011 г. (издательство «Картографія»). Он характеризуется четкой блочной структурой. При этом блоки делятся на обязательные, специальные и дополнительные. Специальные блоки позволяют изучать материал о материках на примере явлений Украины, обозначены они как «Украина и Африка», «Украина и Австралия» и др. Это одно из нововведений в современном процессе создания учебников в области географии. Следующая методическая новинка данного издания – использование элементов моделирующего обучения как одного из видов, позволяющих участвовать в деятельности, упрощенно представляющих процессы, которые происходят в реальном мире. Однако такое обучение отличается от других игровых форм обучения тем, что создает об определенном явлении более реалистичное впечатление и тем самым повышает уровень эффективности обучения. Его элементы используются при изучении учебного материала, касающегося, например, Австралии [15].
Кроме того, в учебнике использованы моделирующие упражнения (см. тема «Евразия»), позволяющие работать ученикам в классе заинтересованно, спокойно, без переутомления, поэтапно усваивать программный материал, акцентировать внимание на основных моментах. Кроме этого, они дают возможность каждому ученику планомерно развивать свою собственную траекторию обучения географии.
Личностно ориентированным является и иллюстративный материал рассматриваемого учебника. Практически каждая карта, фотография или рисунок сопровождаются соответствующими задачами, которые позволяют выработать свое собственное отношение к явлениям и процессам, происходящим в окружающем мире.
Следует отметить, что названные учебники, как и большинство современных учебных пособий, рассчитаны на комплексное использование с практикумами, рабочими тетрадями, атласами, тестовыми заданиями. Поэтому актуализируется вопрос о создании специальных учебных комплектов. Немаловажно, чтобы учебник и другие средства обучения, используемые в качестве элементов учебного комплекта, позволяли учащимся реализовать свое собственное «Я».
А самореализация в условиях учебно-познавательной деятельности возможна, если обучаемый верит в собственную индивидуальность и анализирует смысл жизни и возможности собственного «Я», в положительный результат от собственных помыслов и дел; осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, взаимодействует с другими людьми, чувствует себя частью природы и общества; обладает знаниями и творческими способностями, позволяющими ему реализовать себя в полной мере [2, с. 6].
Список использованных источников
- Антонова, С. Г. Современная учебная книга: Создание учебной литературы нового поколения : уч. пособие / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. – М. : Агентство «Издательский сервис», 2001. – 288 с.
- Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 3–
- Географія : підручник для 9 кл. загальноосвітніх навчальних закладів / О. Ф. Надтока, О. М. Топузов. – К. : «Видавничий дім „Світ знань“», 2009. – 224 с.
- Коменский, Я. А. Великая дидактика : в 2-х т. / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1. – 414 с.
- Коменский, Я. А. Лабиринт света и рай сердца / Я. А. Коменский. – М. : Изд-во «МИК», 2000. – 254 с.
- Кремень, В. Г. Освіта і наука в Україні – інноваційні аспекти. Стратегія. Реалізація. Результати / В. Г. Кремень. – К. : Грамота, 2005. – 448 с.
- Надтока, О. Ф. Дуалізм шкільної географії – одне з перспективних джерел удосконалення освітніх стандартів/ О. Ф. Надтока // Педагогіка вищої та середньої школи : зб. наук. праць. – Кривий Ріг : КДПУ, 2011. – Вип. 33. – С. 383–369.
- Надтока, О. Ф. Особистісно зорієнтований підручник з географії як одна з вимог сучасної освіти / О. Ф. Надтока // Географія та економіка в сучасній школі. – К. : Педагогічна преса, 2012. – № 1. – С. 6–11.
- Освітні технології: Навчально-виховний процес : метод. посіб. / О. М. Пєхота, А. З. Кіктенко, О. М. Любарська [та ін.] ; за заг. ред. О. М. Пєхоти. – К. : АСК, 2001. – 256 с.
- Островерхова, Н. М. Методологія аналізу якості уроку як педагогічної системи : монографія / Н. М. Островерхова. – Х. : ТИТУЛ, 2008. – 402 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / [сост. Е. С. Рапацевич]. – Минск : Соврем. слово, 2005. – 720 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен ; пер. с англ. – 2-е изд., испр. – М. : «Когито-Центр», 2001. – 142 с. – С. 17.
- Савченко, О. Я. Уміння вчитись як ключова компетентність загальної середньої освіти / О. Я. Савченко // Компетентністний підхід у сучасній освіті. – К., 2004. – С. 35–45.
- Топузов, О. М. Теоретико-методичні засади особистісно орієнтованого шкільного підручника / О. М. Топузов // Проблеми сучасного підручника : зб. наук. праць ; за наук. ред. В. М. Мадзігона. – К., 2011. – № 1 (10). – 784 с. – С. 8–15.
- Географія : підручник для 7 кл. / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко, Л. П. Вішнікіна, А. А. Шуканова, В. М. Самойленко. – К. : ДНВП «Картографія», 2011. – 320 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / [сост. А. И. Пискунов]. – М. : Просвещение, 1981. – 528 с.
- Хуторской, А. В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. – 383 с.
- Computerization and controversy: value conflict and social choices. 2nd ed. [Electronic resource]/ ed. by R. Kling. – New York : Academic Press, 1996. 1. Computerization and controversy: value conflict and social choices. 2nd ed. [Electronic resource] / ed. by R. Kling. – New York : Academic Press, 1996.
- Washington DC: The World Bank, 2005. Hensch, T. (2005) [Electronic resource]. – Mode of access : http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001873/187376r.pdf.