Волочко Анна Михайловна,
главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
методика обучения белорусскому языку в учреждениях общего среднего образования;
лингвометодика;
развитие связной речи.

Шибкова Кристина Игоревна,
учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории средней школы № 186 г. Минска, аспирант Белорусского государственного университета имени Максима Танка.

 

Читательские умения как основа формирования читательской грамотности при обучении языкам

В статье раскрывается понятие «читательские умения», дается его уточнение в связи с международными сопоставительными исследованиями качества образования. С целью формирования читательских умений при обучении языкам предлагается выделить пять групп умений, связанных с чтением и пониманием текста. Приводится характеристика читательских действий и соответствующих им читательских умений, которые при обучении русскому (белорусскому) языкам являются основой формирования читательской грамотности учащихся.

Ключевые слова: читательская грамотность; чтение; понимание текста; читательские умения; читательские действия; навыки работы с текстом; обучение языкам.

Полный текст статьи размещен здесь.

Хитрюк Вера Валерьевна,
директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, доцент.

Сфера научных интересов:
обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью;
подготовка педагогов к работе в условиях образовательной интеграции;
формирование инклюзивной готовности будущих педагогов. 

 

 

 

 

Отечественный и зарубежный опыт обеспечения инклюзии в общем образовании:
противоречия, проблемы, задачи

На основе анализа систем образования стран Скандинавии, Западной Европы, США, Китая, Австралии, Гонконга, государств постсоветского пространства и Беларуси определены и описаны основные общие механизмы и инструменты осуществления инклюзивной образовательной практики. Выявлены противоречия обеспечения инклюзии в общем образовании в социальном, образовательном и профессионально-педагогическом аспектах. Рассмотрены основные проблемы отечественной образовательной практики в контексте принципа инклюзии в образовании, сформулированы задачи, направленные на их разрешение.

Ключевые слова: общее образование; инклюзивные процессы; образовательная инклюзия; противоречия в обеспечении инклюзии; особые образовательные потребности; специальные условия образования; дети с особенностями психофизического развития; инструменты обеспечения инклюзивной образовательной практики.

Полный текст статьи размещен здесь.

Урбан Мария Анатольевна,
профессор кафедры естественнонаучных дисциплин Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, доцент.

Сфера научных интересов:
методика преподавания математики в начальных классах;
учебное моделирование как метод и прием обучения. 

  

 

    

 

 

Методические аспекты формирования математической функциональной грамотности учащихся
на I ступени общего среднего образования

В статье представлены требования к отбору учебного материала, направленного на формирование математической функциональной грамотности учащихся начальных классов, описаны особенности конструирования и типология заданий по формированию математической функциональной грамотности, приведены примеры заданий различных типов.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая функциональная грамотность, содержательные и интегративные компоненты функциональной грамотности, начальное обучение математике.

Полный текст статьи размещен здесь.

Демьянович Наталья Михайловна,
начальник центра дошкольного, начального и специального образования учреждения образования «Могилевский государственный институт развития образования».

 

 

 

 

 

 

  

Исследовательская компетентность учителя:
актуальность, сущность и структурные компоненты

В статье обоснована актуальность развития исследовательской компетентности учителей как одного из условий формирования профессиональной компетентности. Рассмотрены сущность и структурные компоненты исследовательской компетентности учителя.

Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, исследовательская компетентность учителя, структурные компоненты исследовательской компетентности учителя.

Полный текст статьи размещен здесь.

Игнатович Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы филологического факультета Белорусского государственного университета. 

 

 

 

 

 

  

Дополнительное образование юристов:
профессионально ориентированное речевое развитие

Рассматриваются проблемы коммуникативного совершенствования профессиональных юристов на уровне до­полнительного образования. Представлены содержание и особенности речевого развития представителей различных юридических специальностей. Выделены профессионально ориентированные специфические коммуникатив­ные недочеты в области юридической деятельности. Предложены способы повышения эффективности воздействия юристов на участников коммуникации.

Ключевые слова: дополнительное образование; речевое развитие юристов; культура речи; языковые средства; функции средств языка.

Полный текст статьи размещен здесь.