Каждый народ изучает язык своего исторического ареала. Церковнославянский язык по сравнению с застывшим латинским, арабским и др. является уникальным, так как продолжает быть живым и развивающимся.

Тексты церковнославянского языка, начиная с главных – Священного Писания и Священного Предания, – представляют высшие идеалы человека, являясь мощным источником нравственного воспитания молодого поколения.

Церковное слово в его символической образности и концептуальности, представляя логос, обогащает мышление, формирует более адекватную и глубокую картину мира, в отличие от материалистически-рационалистического мировоззрения (см. замечание В. В. Колесова в книге «Философия русского слова» о том, что символ как константа слова должен получить отражение в словарях).

Изучение церковнославянского языка есть ключ к правильному пониманию русской классической и древнерусской литературы, ибо основные ее темы и образы являются православными (так, «дольней лозы прозябанье» пушкинского «Пророка» знаменует Христа, тихо прораставшего в земной юдоли, ибо Он – Лоза истинная, также Богородицу, Которая также Лоза истинная, и любого святого, что отражено и в церковном искусстве – виноградные лозы на кивотах и росписях; «гад морских подводный ход» говорит о житейском море с «гадами»-грехами). В настоящее время «библейская» направленность в отечественном литературоведении активно развивается.

Обучение распевному церковному чтению снимает нервные зажимы и заикание, как установил С. А. Рачинский, а это актуально для нашего времени.

Церковнославянский язык как поэтический текст приобщает к поэтике слова, к возможности поэтического и словесного творчества, подготавливая рождение новых Пушкиных.

Церковнославянский язык вводит в эстетический мир церковных искусств (пению, рисованию), формируя высокодуховного и высококультурного человека. Готовит к выбору профессии, в том числе гуманитарному, является прекрасной гимнастикой для ума.

Церковнославянский язык особенно тесно связан с предметами гуманитарного цикла: русским языком и литературой (ибо в русском языке насчитывают от 45 до 80–90 % церковнославянизмов в любом тексте), историей.