Старжинская Наталья Степановна
ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
подготовка детей к школе, обучение детей грамоте, развитие речи дошкольников и обучение их родному и второму языкам, использование информационно-коммуникационных технологий для формирования базовых основ культуры дошкольников.

 

 

  

Особенности формирования основ читательской грамотности у воспитанников
учреждений дошкольного образования в США

Рассматриваются основы формирования начал читательской грамотности у детей дошкольного возраста в США: необходимые ключевые прогностические навыки и способности, основные принципы раннего приобретения грамотности. Приведены рекомендации по обеспечению равного доступа к получению детьми начал грамотности в области чтения и письма.

Ключевые словадети дошкольного возраста; развитие речи и начала читательской грамотности (ранняя грамотность); эмерджентная грамотность; ключевые прогностические навыки и способности; рекомендации.

Полный текст статьи размещен здесь.

Навицкая-Гаврилко Виктория Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.

Сфера научных интересов:
психология ребенка с особенностями интеллектуального развития.

 

  

 

 

Светлакова Ольга Юрьевна,
старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.

Сфера научных интересов:
интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование.

 

 

 

 

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь

На основе теоретического анализа современных научных исследований определены условия эффективного обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате эмпирического исследования выявлены актуальные проблемы обучения и воспитания детей РАС в Республике Беларусь, намечены векторы работы по совершенствованию образовательного процесса для детей данной категории. 

Полный текст статьи размещен здесь.

Пальчик Геннадий Владимирович
заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
проблемы повышения качества образования; стратегия и механизмы трансформации образовательных систем в условиях развития информационного общества; научно – педагогические основы создания и использования информационно-образовательных ресурсов; научно-методические основы профильного обучения и развития лицейского образования; методика обучения и воспитания, менеджмент образования, подготовка педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования.

 

  

Потенциал профориентационной работы в системе общего среднего образования в условиях развития информационного общества

Рассматривая профориентацию как педагогическую проблему, связанную с развитием способности обучающихся управлять собственной карьерой, автор акцентирует внимание на международном и отечественном опыте и тенденциях использования информационно-коммуникационных технологий сопровождения профориентационной работы, проводит SWOT-анализ их применения в национальной системе общего среднего образования.

Ключевые слова: профориентация; общее среднее образование; информационно-коммуникационные технологии.

Полный текст статьи размещен здесь.

Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.

 

 

 

 

 

Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения

В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.

Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.

Полный текст статьи размещен здесь.

Окончание. Начало: https://www.adu.by/images/2023/02/rusetskiy.pdf.

Петрович Марьян Николаевич,
младший научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования, магистр педагогических наук.

Сфера научных интересов:
актуальные вопросы методики преподавания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования. 

 

 

  

 

Функциональная грамотность в области здоровьесбережения учащихся

В статье рассматривается содержание понятия «функциональная грамотность», определяется ее значение при обучении учащихся основам здоровьесбережения. Раскрываются структурные особенности и параметры оценки развития функциональной грамотности в области здоровьесбережения, исследуются педагогические условия, средства и методы ее повышения.

Ключевые слова: здоровьесбережение; учащиеся; грамотность; функциональная грамотность; санитарная грамотность; учреждение образования.

Полный текст статьи размещен здесь.

Фурса Ирина Анатольевна,
консультант аттестационного управления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, кандидат философских наук.

Сфера научных интересов:
социальная философия;
квалиметрия учебного процесса и др. 

 

 

 

 

 

 Социокультурные основания современных прогнозов изменения образовательного идеала

В статье обозначены границы социокультурной рамки анализа современных изменений образовательного идеала. На основе обобщения повторяющихся нарративов, так называемых общих мест, в научных и публичных дискуссиях из общего социокультурного фона развития белорусского общества выделены тенденции, оказывающие наибольшее влияние на динамику образовательного идеала: культурное разнообразие, интернационализация и цифровой разрыв, растущая неопределенность, деструктурация и социальное неравенство.

Ключевые слова: деструктурация; образование; образовательный идеал; социальная неопределенность; социальное неравенство; социальные прогнозы; цифровой разрыв.

Полный текст статьи размещен здесь.

Cтуканов Виталий Григорьевич,
заведующий лабораторией проблем воспитания личности научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
формирование, развитие и коррекция личности;
нравственно-правовое воспитание; педагогическая профилактика и психокоррекция девиантного поведения; социальная профилактика правонарушений; формирование правосознания личности;
информационно-психологическое воздействие на общественное сознание; психология управления. 

 

 

Концептуальные основания военно-патриотического воспитания
в учреждениях общего среднего образования

В статье осуществлен психолого-педагогический анализ содержания и направлений военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Военно-патриотическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный на формирование патриотического сознания, морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества. Обоснованы структурные компоненты патриотического сознания. Сформулированы задачи и направления военно-патриотического воспитания (военно-идеологическое, военно-историческое и военно-спортивное).

Ключевые слова: патриотизм; военно-патриотическое воспитание; патриотическое сознание; Отечество; военно-идеологическое направление; военно-историческое направление; военно-спортивное направление.

Полный текст статьи размещен здесь.

Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу) и готовностью действовать во благо страны [1]. Выступая системообразующим компонентом духовной жизни общества, он занимает центральное место в идеологии, политике и культуре любого государства. Это источник мужества и героизма, силы и отваги народа, необходимое условие развития и процветания государства. Значение патриотизма возрастает на переломных исторических этапах, которые зачастую сопровождаются экзистенциальным кризисом (поиском национальной идеи), социальными конфликтами, революционными трясениями, борьбой за власть и т. д.

Ишмуратова Елена Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук.

 

 

 

 

 

 

Технологии оказания помощи детям раннего возраста с аутизмом

Статья посвящена современным педагогическим технологиям оказания помощи детям раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автор рассматривает различные модели сопровождения семьи ребенка с РАС, особенности оказания ранней помощи в разных странах.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра; ранняя помощь; сопровождение семьи ребенка с РАС.

Полный текст статьи размещен здесь.

Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.

Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.

 

 

 

 

 

Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения

В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.

Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.

Полный текст статьи размещен здесь.