- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Старжинская Наталья Степановна,
ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов:
подготовка детей к школе, обучение детей грамоте, развитие речи дошкольников и обучение их родному и второму языкам, использование информационно-коммуникационных технологий для формирования базовых основ культуры дошкольников.
Особенности формирования основ читательской грамотности у воспитанников
учреждений дошкольного образования в США
Рассматриваются основы формирования начал читательской грамотности у детей дошкольного возраста в США: необходимые ключевые прогностические навыки и способности, основные принципы раннего приобретения грамотности. Приведены рекомендации по обеспечению равного доступа к получению детьми начал грамотности в области чтения и письма.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; развитие речи и начала читательской грамотности (ранняя грамотность); эмерджентная грамотность; ключевые прогностические навыки и способности; рекомендации.
Полный текст статьи размещен здесь.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Навицкая-Гаврилко Виктория Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.
Сфера научных интересов:
психология ребенка с особенностями интеллектуального развития.
Светлакова Ольга Юрьевна,
старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат психологических наук.
Сфера научных интересов:
интегрированное обучение и воспитание, инклюзивное образование.
Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь
На основе теоретического анализа современных научных исследований определены условия эффективного обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В результате эмпирического исследования выявлены актуальные проблемы обучения и воспитания детей РАС в Республике Беларусь, намечены векторы работы по совершенствованию образовательного процесса для детей данной категории.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Пальчик Геннадий Владимирович,
заведующий кафедрой педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов:
проблемы повышения качества образования; стратегия и механизмы трансформации образовательных систем в условиях развития информационного общества; научно – педагогические основы создания и использования информационно-образовательных ресурсов; научно-методические основы профильного обучения и развития лицейского образования; методика обучения и воспитания, менеджмент образования, подготовка педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования.
Потенциал профориентационной работы в системе общего среднего образования в условиях развития информационного общества
Рассматривая профориентацию как педагогическую проблему, связанную с развитием способности обучающихся управлять собственной карьерой, автор акцентирует внимание на международном и отечественном опыте и тенденциях использования информационно-коммуникационных технологий сопровождения профориентационной работы, проводит SWOT-анализ их применения в национальной системе общего среднего образования.
Ключевые слова: профориентация; общее среднее образование; информационно-коммуникационные технологии.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.
Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения
В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.
Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.
Полный текст статьи размещен здесь.
Окончание. Начало: https://www.adu.by/images/2023/02/rusetskiy.pdf.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Петрович Марьян Николаевич,
младший научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования, магистр педагогических наук.
Сфера научных интересов:
актуальные вопросы методики преподавания учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования.
Функциональная грамотность в области здоровьесбережения учащихся
В статье рассматривается содержание понятия «функциональная грамотность», определяется ее значение при обучении учащихся основам здоровьесбережения. Раскрываются структурные особенности и параметры оценки развития функциональной грамотности в области здоровьесбережения, исследуются педагогические условия, средства и методы ее повышения.
Ключевые слова: здоровьесбережение; учащиеся; грамотность; функциональная грамотность; санитарная грамотность; учреждение образования.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Фурса Ирина Анатольевна,
консультант аттестационного управления Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, кандидат философских наук.
Сфера научных интересов:
социальная философия;
квалиметрия учебного процесса и др.
Социокультурные основания современных прогнозов изменения образовательного идеала
В статье обозначены границы социокультурной рамки анализа современных изменений образовательного идеала. На основе обобщения повторяющихся нарративов, так называемых общих мест, в научных и публичных дискуссиях из общего социокультурного фона развития белорусского общества выделены тенденции, оказывающие наибольшее влияние на динамику образовательного идеала: культурное разнообразие, интернационализация и цифровой разрыв, растущая неопределенность, деструктурация и социальное неравенство.
Ключевые слова: деструктурация; образование; образовательный идеал; социальная неопределенность; социальное неравенство; социальные прогнозы; цифровой разрыв.
Концептуальные основания военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Cтуканов Виталий Григорьевич,
заведующий лабораторией проблем воспитания личности научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов:
формирование, развитие и коррекция личности;
нравственно-правовое воспитание; педагогическая профилактика и психокоррекция девиантного поведения; социальная профилактика правонарушений; формирование правосознания личности;
информационно-психологическое воздействие на общественное сознание; психология управления.
Концептуальные основания военно-патриотического воспитания
в учреждениях общего среднего образования
В статье осуществлен психолого-педагогический анализ содержания и направлений военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Военно-патриотическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный на формирование патриотического сознания, морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества. Обоснованы структурные компоненты патриотического сознания. Сформулированы задачи и направления военно-патриотического воспитания (военно-идеологическое, военно-историческое и военно-спортивное).
Ключевые слова: патриотизм; военно-патриотическое воспитание; патриотическое сознание; Отечество; военно-идеологическое направление; военно-историческое направление; военно-спортивное направление.
Концептуальные основания военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования
- Информация о материале
- Категория: Актуальная информация Блога
Патриотизм неразрывно связан с идентичностью, чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу) и готовностью действовать во благо страны [1]. Выступая системообразующим компонентом духовной жизни общества, он занимает центральное место в идеологии, политике и культуре любого государства. Это источник мужества и героизма, силы и отваги народа, необходимое условие развития и процветания государства. Значение патриотизма возрастает на переломных исторических этапах, которые зачастую сопровождаются экзистенциальным кризисом (поиском национальной идеи), социальными конфликтами, революционными трясениями, борьбой за власть и т. д.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Ишмуратова Елена Михайловна,
доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, кандидат педагогических наук.
Технологии оказания помощи детям раннего возраста с аутизмом
Статья посвящена современным педагогическим технологиям оказания помощи детям раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Автор рассматривает различные модели сопровождения семьи ребенка с РАС, особенности оказания ранней помощи в разных странах.
Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра; ранняя помощь; сопровождение семьи ребенка с РАС.
- Информация о материале
- Категория: Новости Блога
Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, профессор.
Сфера научных интересов:
коммуникативная лингвистика, культура речи, риторика, педагогический дискурс, развитие гуманитарного образования в информационном обществе.
Прогнозирование в образовании как научная проблема: исходные положения
В статье показано, что прогнозирование одно из важных направлений в науке и одновременно сложная научная проблема. Рассмотрены особенности образования (неопределенность параметров системы, историзм, субъективизм и другие), которые усложняют прогнозирование в данной области. Установлены исходные положения для проведения научных прогнозов в образовании.
Ключевые слова: образование; педагогика; проблемы развития; научный прогноз развития; субъективизм; цели устойчивого развития; международные программы исследований качества образования.