- Форум
- Интерактивная сессия
- Компетентностно ориентированные задания на уроках русской литературы: от проектирования до применения
- Компетентностно ориентированные задания
Компетентностно ориентированные задания
- adu.by
- Topic Author
- Offline
- Administrator
-
Less
More
- Posts: 18
- Thank you received: 0
5 years 10 months ago #30
by adu.by
Компетентностно ориентированные задания was created by adu.by
Уважаемая Светлана Николаевна!
Ваша статья поднимает актуальнейшие вопросы. Со многими мы, авторы учебников нового поколения, согласны. Однако возникает ряд вопросов, один из которых хочу озвучить.
Вы констатируете, что «в компетентностно ориентированных учебниках» количество КОЗ составляет предположительно до 70 % от общего числа заданий.
Неужели правильно оставлять на «знаниевые» вопросы только 30 %? Не маловато? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.
Большое спасибо!
Мария Александровна, автор учебно-методического пособия по иностранному языку,
Витебск
Ваша статья поднимает актуальнейшие вопросы. Со многими мы, авторы учебников нового поколения, согласны. Однако возникает ряд вопросов, один из которых хочу озвучить.
Вы констатируете, что «в компетентностно ориентированных учебниках» количество КОЗ составляет предположительно до 70 % от общего числа заданий.
Неужели правильно оставлять на «знаниевые» вопросы только 30 %? Не маловато? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.
Большое спасибо!
Мария Александровна, автор учебно-методического пособия по иностранному языку,
Витебск
Please Log in or Create an account to join the conversation.
- adu.by
- Topic Author
- Offline
- Administrator
-
Less
More
- Posts: 18
- Thank you received: 0
5 years 10 months ago #32
by adu.by
Replied by adu.by on topic Компетентностно ориентированные задания
Уважаемая Мария Александровна!
Спасибо за очень важный вопрос, ответ на который ждут абсолютно все члены авторских коллективов, работающих над созданием новых учебников и учебных пособий для учащихся. Учебные пособия нового поколения (те самые компетентностно ориентированные учебники) еще только разрабатываются или проходят лишь первичную апробацию. Именно поэтому у современных дидактов цифры, определяющие объем компетентностно ориентированных заданий в одном учебном пособии, существенно различаются. Диапазон рекомендованных КОЗ от 20% до 70%. Думается, что причина таких количественных различий кроется в том, что ученые по-разному определяют сущность КОЗ. Иногда к ним относят только те, которые направлены на освоение одной узкой предметной (специальной) компетенции. Например, при изучении языка или литературы – коммуникативной, лингвистической или литературоведческой. Но тогда компетентностную направленность будут иметь практически все задания, размещенные в учебном пособии по языку или литературе.
Однако многие исследователи трактуют КОЗ более широко. В статье нами перечислены признаки КОЗ, наиболее часто встречающиеся в научно-методической литературе: междисциплинарность, деятельностный характер задания, его связь с реальной жизнью обучающихся, наличие недостающих и/или лишних данных. Исходя из них, важной является мотивационная составляющая КОЗ. Именно она должна являться стимулом к выполнению заданий нового типа. Поскольку проблема мотивации к учению современных школьников является очень сложной, то при составлении учебных пособий следует предложить несколько КОЗ на выбор самих учащихся. Естественно, что при этом количество КОЗ в пособии существенно возрастает. Однако свои ограничения на их количество может накладывать объем издания (в разных странах существуют разные рекомендации на этот счет).
Кроме того, в статье речь шла не только об учебниках. К учебным пособиям, с которыми работают учащиеся, также относятся сборники задач, практических и лабораторных работ, контурные карты и т.п. Естественно, в таких пособиях количество компетентностно и практико-ориентированных заданий может быть максимально возможным.
На наш взгляд, при составлении учебника нового поколения авторы должны помнить также о том, что существуют другие компоненты УМК по изучаемой дисциплине и рационально распределять КОЗ между ними. Основной объем КОЗ должен, на наш взгляд, содержаться не в учебнике, а во вспомогательных его компонентах: рабочих тетрадях, практикумах, сборниках упражнений и задач и т. д.
Спасибо за очень важный вопрос, ответ на который ждут абсолютно все члены авторских коллективов, работающих над созданием новых учебников и учебных пособий для учащихся. Учебные пособия нового поколения (те самые компетентностно ориентированные учебники) еще только разрабатываются или проходят лишь первичную апробацию. Именно поэтому у современных дидактов цифры, определяющие объем компетентностно ориентированных заданий в одном учебном пособии, существенно различаются. Диапазон рекомендованных КОЗ от 20% до 70%. Думается, что причина таких количественных различий кроется в том, что ученые по-разному определяют сущность КОЗ. Иногда к ним относят только те, которые направлены на освоение одной узкой предметной (специальной) компетенции. Например, при изучении языка или литературы – коммуникативной, лингвистической или литературоведческой. Но тогда компетентностную направленность будут иметь практически все задания, размещенные в учебном пособии по языку или литературе.
Однако многие исследователи трактуют КОЗ более широко. В статье нами перечислены признаки КОЗ, наиболее часто встречающиеся в научно-методической литературе: междисциплинарность, деятельностный характер задания, его связь с реальной жизнью обучающихся, наличие недостающих и/или лишних данных. Исходя из них, важной является мотивационная составляющая КОЗ. Именно она должна являться стимулом к выполнению заданий нового типа. Поскольку проблема мотивации к учению современных школьников является очень сложной, то при составлении учебных пособий следует предложить несколько КОЗ на выбор самих учащихся. Естественно, что при этом количество КОЗ в пособии существенно возрастает. Однако свои ограничения на их количество может накладывать объем издания (в разных странах существуют разные рекомендации на этот счет).
Кроме того, в статье речь шла не только об учебниках. К учебным пособиям, с которыми работают учащиеся, также относятся сборники задач, практических и лабораторных работ, контурные карты и т.п. Естественно, в таких пособиях количество компетентностно и практико-ориентированных заданий может быть максимально возможным.
На наш взгляд, при составлении учебника нового поколения авторы должны помнить также о том, что существуют другие компоненты УМК по изучаемой дисциплине и рационально распределять КОЗ между ними. Основной объем КОЗ должен, на наш взгляд, содержаться не в учебнике, а во вспомогательных его компонентах: рабочих тетрадях, практикумах, сборниках упражнений и задач и т. д.
Please Log in or Create an account to join the conversation.