Подготовка к школе начинается еще задолго до достижения детьми шести-семи лет. Первый переломный момент в жизни малыша наступает в 3 года, когда родители ведут его в детский сад. Посещение дошкольного учреждения – это начало новой жизни для ребенка, а также очень напряженный период, готовиться к которому следует заранее.
Учиться ребенок должен с желанием, и процесс обучения для него должен быть интересным. При этом ни в коем случае нельзя заставлять его или настаивать. Если в пять лет малыш еще не умеет читать, это нормально. Он с легкостью и быстро научится этому в школе при условии, что до посещения учреждения образования родители помогут ему в развитии его индивидуальных способностей через правильно организованную игровую деятельность.
Следующая ступень развития ребенка начинается со школьной скамьи. Он становится первоклассником, и взрослые должны осознать всю ответственность этого момента. Один из аспектов подготовки к школе – психологический. С данной позиции готовность к школьному обучению – это один из важнейших итогов развития ребенка в первые шесть-семь лет его жизни.
Психологи выделяют два аспекта психологической готовности: личностная и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у детей должны наблюдаться определенный уровень познавательных интересов, желание приобретать навыки, усваивать знания. Ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он хочет учиться. Как пишет детский психолог Л. А. Венгер, «быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
В процессе обучения у ребенка следует выработать ряд навыков и умений: преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца и т. д. Необходимы для школы и аналитические навыки. Дети должны научиться сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Лучшим способом развить эти умения станет ежедневное чтение книг вместе с ребенком с пересказом содержания прочитанного. Так дети приучатся анализировать книги, речь станет более связной, будет пополняться словарный запас.
Личностная готовность ребенка к школе включает в себя потребность в общении со сверстниками и умение общаться. Важно создать мотивацию, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома.
Привыкание к школе, к новому укладу жизни, новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей она протекает легко и быстро, а у других – трудно и долго. К новой ситуации обычно сложнее адаптируются мальчики. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки обычно раньше начинают говорить, и ввиду этого им легче учиться в школе, по крайней мере в начальной и средней. Зато у мальчиков раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.
В первые месяцы школьной жизни очень важно понаблюдать за ребенком. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, что у первоклассника возникли проблемы. Если расстройство связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Когда не усваивается материал, не получается найти контакт со сверстниками, необходимо обратиться к неврологу. А если ребенок ослаблен физически, не переносит школьной нагрузки, устает или жалуется на головную боль, то стоит подумать о щадящем режиме обучения.
Для лучшей адаптации ребенка к новым условиям незадолго до 1 сентября по возможности следует познакомить его с учителем, посетить будущую классную комнату, прогуляться по школе и школьному двору, рассказать о расписании уроков и времени, отведенном на занятия, перемены, обед. Спросите у будущего первоклассника о его чувствах и впечатлениях. Успокойте его и скажите, что при возникновении возможных проблем он не останется один и вы всегда поможете ему их разрешить. Таким образом, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь, соблюдение режима очень помогут ему в первые годы обучения.
Как бы ни продвигались школьные успехи, необходимо создать здоровую атмосферу перед школой, при которой бы ребенок стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что все равно всегда будет самым любимым.
НИО