Новый учебный год Национальный институт образования начал с реализации значимого проекта: в сентябре – начале октября ученые и методисты посетили все областные центры республики, чтобы встретиться с педагогами. Инициатором и вдохновителем масштабного мероприятия выступила доктор педагогических наук, профессор Лариса Александровна Мурина, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.
Задачей проводимых семинаров было обсуждение широкого круга вопросов организации профильного обучения в 2016/2017 учебном году, включая общую методологическую основу компетентностного подхода, особенности учебных программ и других компонентов учебно-методических комплексов по учебным предметам, методику преподавания учебных предметов на повышенном уровне.
Начало работе цикла семинаров по профильному обучению было положено 9 сентября в Брестском областном институте развития образования. 16 сентября команда лекторов посетила Гомель – встречи прошли в Гомельском областном институте развития образования. Заинтересованные педагоги Гродненской области собрались для обсуждения вопросов профильного обучения в Гродненском областном институте образования 23 сентября. Такие же мероприятия для преподавателей Могилевского региона состоялись 27 сентября в Могилевском государственном областном институте развития образования. 30 сентября семинар прошел в Витебском областном институте развития образования. Работа завершилась 4 октября встречей в Минском областном институте развития образования и тематическими семинарами с минскими педагогами.
Заключительный тематический семинар по русскому языку и литературе, проходивший в Минском городском институте развития образования, посетили заместитель Министра образования Республики Беларусь Раиса Станиславовна Сидоренко, первый заместитель председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета Мария Станиславовна Киндиренко, директор Национального института образования Сергей Александрович Важник, заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Васильевна Гинчук.
В работе мероприятий приняли участие руководители и члены научных коллективов по разработке концепций и учебных программ по учебным предметам общего среднего образования, авторы учебников, учебных и методических пособий, которые ответили на все вызывающие у практиков затруднения вопросы по организации профильного обучения; ученые – научные сотрудники Национального института образования, преподаватели ведущих высших учебных заведений страны; методисты, учителя-практики – педагоги Лицея Белорусского государственного университета, гимназий, создавшие уникальные и эффективные методические разработки. Опытом и знаниями делились известнейшие ученые страны:
заслуженный деятель науки Республики Беларусь, основатель национальной методики преподавания русского языка, создатель научно-методической школы, автор и научный руководитель научных коллективов по разработке концепции учебного предмета «Русский язык», учебных программ, учебников, учебных и методических пособий по русскому языку, доктор педагогических наук, профессор Лариса Александровна Мурина;
председатель Белорусского географического общества, автор учебников по учебным предметам «Человек и мир» и «География», заведующий кафедрой общего землеведения и гидрометеорологии географического факультета Белорусского государственного университета, доктор географических наук, профессор Петр Степанович Лопух;
автор учебно-методического комплекса по физике, ведущий научный сотрудник лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования, кандидат физико-математических наук, доцент Лариса Артемовна Исаченкова;
автор концепции и учебной программы по белорусскому языку, учебников по белорусскому языку, заведующий лабораторией гуманитарного образования Национального института образования, доктор педагогических наук, доцент Анна Михайловна Волочко;
автор концепции и учебной программы по белорусской литературе, профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент Ольга Владимировна Проскалович;
разработчик инновационного учебника-навигатора по органической химии, учебной программы по химии, ведущий научный сотрудник лаборатории математического и естественнонаучного образования Национального института образования, кандидат химических наук Татьяна Александровна Колевич,
а также другие авторитетные деятели науки и образования.
Формат выездных семинаров позволил охватить широкую аудиторию – в мероприятиях приняло участие более 2500 человек. Секционные заседания объединили различные категории педагогических работников: учителей, преподающих на повышенном уровне в X–XI классах учебные предметы общего среднего образования, методистов, курирующих данное направление работы, представителей региональных управлений образования и отделов образования, спорта и туризма, администраций учреждений общего среднего образования, а также сотрудников институтов развития образования. Особый интерес у педагогов вызвали методические разработки – дидактические и диагностические материалы, сценарии уроков и другие материалы, которые предлагали на секционных заседаниях лекторы.
Для ученых эти встречи оказались не менее полезными. Учителя рассказали об имеющихся затруднениях в реализации научно-методического обеспечения профильного обучения, что позволит обозначить перспективы будущей работы. Такая обратная связь является важным элементом совершенствования научных разработок, ключевым условием обеспечения их жизнеспособности и актуальности.
Без преувеличения можно сказать, что проведенные семинары вызвали широкий резонанс педагогической общественности и стали знаковым событием начала нового учебного года для системы общего среднего образования страны.
Национальный институт образования искренне благодарит всех педагогов, посетивших семинары, за активное участие в проведенных мероприятиях, заинтересованность и стремление к повышению своего педагогического мастерства; институты развития образования – за плодотворную работу по организации и проведению встреч, гостеприимство и радушие; наших замечательных лекторов – сотрудников Национального института образования и членов временных научных коллективов – за отзывчивость, профессионализм и творческое отношение к решению сложной задачи развития профильного обучения в учреждениях общего среднего образования страны.
НИО