Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве в семье филолога и искусствоведа и пианистки.

Еще в шестилетнем возрасте начала писать стихи, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование ее характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

В 1906–1907 годах Марина Цветаева написала повесть (рассказ) «Четвертые», в 1906-м – перевела на русский язык драму французского писателя Э. Ростана «Орленок», посвященную трагической судьбе сына Наполеона (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). С этого времени Наполеон и его сын, разлученный с отцом и рано умерший, становятся одними из самых дорогих для Цветаевой исторических персонажей. В литературе ей были особенно дороги творения немецких романтиков, произведения А. С. Пушкина.

В печати произведения Цветаевой появились в 1910 году, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Характер первой книги был задан в заглавии: альбомами именовались обычно рукописные книги, в которые влюбленные барышни записывали свои стихотворные признания.

Стихи «Вечернего альбома» отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радость впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками.

Вторая книга «Волшебный фонарь» (1912) была воспринята как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны. Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться. Она переживает в 1912 году творческий кризис; за весь год было написано только два стихотворения. Кризис был преодолен весной 1913 года, когда Цветаева выпустила новый сборник – «Из двух книг». За исключением одного нового текста в книгу вошли стихи, прежде напечатанные в двух первых сборниках. Однако, составляя свою третью книгу, она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», были перепечатаны только сорок.

Вся жизнь и творчество Цветаевой – это постоянная борьба склонности к одиночеству и жажды общения. Если характеризовать ее более конкретно, то можно выделить основные качества – застенчивость и асоциальность, конфликтность и дерзость, но самым главным ее жизненным принципом являются прямота и правдивость.

Творчество Цветаевой было иногда отчаянным противостоянием стереотипам, а иногда холодным расчетливым сарказмом, чем и привлекало ищущие свежих взглядов умы того времени.

Даже оставаясь за чертой политики, Марина Цветаева не могла не написать и о войне, ведь она писала все, что ее волновало, – эти стихи получились очень патриотичными. Каждое стихотворение – это огромный психологический потенциал.

 

НИО