27 января 2016 года в Национальном институте образования состоялся семинар «Особенности разработки диагностических материалов в международных программах оценки образовательных достижений обучающихся». В мероприятии приняли участие специалисты научно-исследовательского, методического, образовательного центров института, а также ряда учреждений образования республики.

pisa_1

Открыл семинар начальник научно-исследовательского центра доктор педагогических наук, доцент В. Ф. Русецкий, который рассказал об основных итогах работы лабораторий института в 2015 году, результатах, достигнутых в области разработки современного научно-методического обеспечения образовательного процесса. Особое внимание В. Ф. Русецкий уделил вопросам реализации компетентностного подхода во взаимосвязи с повышением качества образования, в том числе усилением его практикоориентированности. Результаты международных исследований уровня образовательных достижений обучающихся, проведенных в разных странах, показывают, что при наличии высокого уровня предметных знаний и умений учащиеся испытывают большие затруднения в использовании этих знаний на практике, в повседневной жизни.

pisa_2

Об особенностях разработки диагностических материалов для проведения международных исследований в области оценки образовательных достижений обучающихся подробно рассказала В. В. Гинчук, начальник управления мониторинга качества образования Национального института образования, кандидат педагогических наук. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) один раз в три года проводится исследование в рамках Международной программы PISA, в котором принимают участие 15-летние учащиеся. В 2015 году в мониторинге участвовали 72 страны, включая страны – члены СНГ: Казахстан, Молдову, Российскую Федерацию. В 2018 году в таком исследовании примет участие Республика Беларусь.

pisa_3

В. В. Гинчук особое внимание в своем выступлении уделила описанию инструментария для проведения исследования PISA.

Значительную роль в исследовании играет проверка межпредметной компетентности (использование знаний и умений из разных тем и разделов учебного предмета, из нескольких учебных предметов, а также собственного опыта для решения поставленной задачи). Задания представляют собой практические (жизненные) ситуации, к которым предлагается несколько вопросов разного уровня сложности. Для их выполнения предполагается использование учащимися дополнительной информации, которая может содержаться не только в текстах заданий, но и в самих вопросах. В каждом цикле исследования того или иного года основное внимание уделяется одному из трех направлений: грамотности чтения, математической или естественнонаучной грамотности.

pisa_4

pisa_5

В 2018 году основным направлением исследования будет читательская грамотность. Ее в рамках программы PISA рассматривают как способность к пониманию письменных текстов, к осуществлению соответствующей рефлексии,  а также к использованию содержания текстов для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

pisa_6

pisa_7

Участники семинара обсудили ряд вопросов, касающихся особенностей заданий для оценки читательской, математической и естественнонаучной грамотности; умений, проверяемых заданиями; способов конструирования таких заданий и др.

pisa_8

pisa_9

pisa_10

НИО