15–16 сентября 2016 года в Национальном институте образования состоялся семинар «Международный опыт и передовая практика реформирования механизмов финансирования систем общего среднего и дошкольного образования», организованный Министерством образования Республики Беларусь и Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Мероприятие проходило в рамках реализации гранта Фонда институционального развития Всемирного банка «Укрепление системы доказательно-обоснованного формирования политики для реформирования сектора образования в Республике Беларусь».
В работе семинара принимали участие специалисты Министерства образования Республики Беларусь и Национального института образования. В рамках мероприятия выступал международный эксперт по вопросам нормативного финансирования в сфере образования Татьяна Всеволодовна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики, кандидат экономических наук, профессор (Российская Федерация). Татьяна Всеволодовна осветила опыт внедрения механизмов нормативного финансирования на уровне дошкольного и общего среднего образования в Российской Федерации и странах Европы и Азии, а также аспекты, связанные с мониторингом эффективности реализации подушевого финансирования.
На семинаре также были рассмотрены вопросы, связанные с организационно-управленческими и финансово-экономическими аспектами реализации нового механизма финансирования систем общего среднего и дошкольного образования.
Обсуждались вопросы масштабирования эксперимента по апробации нормативного финансирования в Республике Беларусь в 2017 году.
Целью апробации механизма нормативного финансирования является справедливое и прозрачное распределение средств на общее среднее образование между административно-территориальными (территориальными) единицами. При нормативном финансировании объемы финансирования, направляемые на обучение и воспитание учащихся, устанавливаются в зависимости от численности обучающихся. Преимуществом такой системы является повышение заинтересованности учреждений образования в результатах своей деятельности и оптимизации расходов.
Общее количество учреждений общего среднего образования, участвующих в пилотном проекте в 2016 году, – 188, в том числе 15 учреждений общего среднего образования Лидского района, расположенных в сельской местности (в 2015 году в пилотном проекте участвовало 34 учреждения).
Участникам пилотного проекта предоставлен ряд полномочий: возможность перераспределения средств по отдельным статьям расходов; право принятия решения по расходованию средств в рамках бюджетных ассигнований, выделенных по нормативу; возможность установления отраслевых повышений тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам в рамках выделенных средств, типовые штаты носят рекомендательный характер.
Отраслевые повышения тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам предусмотрены в 20 учреждениях общего среднего образования – участниках пилотного проекта. На установление отраслевых повышений направляется до 10 процентов планового фонда заработной платы работников учреждений общего среднего образования, что является действенным инструментом повышения заработной платы педагогических работников в зависимости от их реального трудового вклада.
Мониторинг реализации пилотного проекта в 2015 году и первом полугодии 2016 года показывает положительные изменения в части мотивации руководителей учреждений образования к более эффективному и рациональному использованию бюджетных средств (увеличение наполняемости классов, оптимальное комплектование штатной численности работников и др.). Высвобожденные в результате оптимизационных мероприятий средства направляются на развитие образовательной среды (расходы, связанные с обеспечением учебного процесса: учебные, канцелярские расходы, приобретение мебели, средств обучения, учебного оборудования, связь и др.), улучшение материально-технической базы учреждений, установление отраслевых повышений тарифных ставок (окладов) педагогическим работникам.
Управление перспективного планирования
и образовательных стратегий
Национального института образования