Тот факт, что в обычном на первый взгляд здании постигает основы творческого мастерства будущая элита музыкального и изобразительного искусства, становится понятным уже при более внимательном рассмотрении фасада здания. Согласимся, что не каждая (даже особенная) школа может похвастаться музеем скульптур под открытым небом. Здесь представлено многообразие художественных техник в работе с материалом, индивидуальность авторского видения образа. Особенно впечатляет композиция «Мальчик, слушающий камень» (автор В. Бондарец).
Эксклюзивность, уникальность, неповторимость – это планка, по которой создавалось и работает государственное учреждение образования «Гимназия – колледж искусств имени И. О. Ахремчика», основанное в 1962 году. Изначально определились и основные направления в обучении – музыкальное и изобразительное.
Творческая атмосфера за более чем полувековую историю существования учебного заведения, из которого вышли замечательные педагоги, исполнители-виртуозы и дирижеры, художники, скульпторы, художественные руководители творческих коллективов, предполагает прежде всего особые отношения в системе координат «учитель – ученик», их многолетний труд с обеих сторон. Школа принимает талантливых детей со всей республики, однако и сами будущие Моцарты и Шагалы должны понимать, что посвятить свою жизнь искусству можно лишь в полной мере, развивая собственный дар через каждодневное постижение ремесла. Поэтому уже в раннем возрасте им приходится делать свой выбор, отказываясь от обычных радостей детства и нередко родительского дома. Однако мы помним, что в гимназии-колледже неталантливых детей не бывает.
Отметим также, что в «Год молодежи – 2015» здесь стартовал новый проект «Мы – для детей». Теперь педагоги сами выезжают в регионы, где прослушивают и отбирают талантливых воспитанников. Такое подвижничество значительно расширяет территорию поиска, не позволяя пропустить детей с «искрой» таланта.
Оказавшись в здании гимназии-колледжа им. Ахремчика, сразу ощущаешь творческую атмосферу во всем. Стены в самом прямом смысле хранят память о своих воспитанниках.
Первоначально мы попадаем в импровизированный зал славы. Здесь можно увидеть портреты выпускников, многие из которых являются победителями и дипломантами различных международных конкурсов, стипендиатами Президентского фонда.
Еще одно по-своему уникальное место – открытая 1 сентября 2014 года галерея имени Ахремчика, в которой представлены курсовые и дипломные работы учащихся гимназии-колледжа.
Творческие проекты учеников представлены в разнообразных художественных техниках, однако выполнены они из традиционных материалов – дерева, глины, кованого металла, камня. Тем удивительнее приобщение к искусству, когда видишь, на что способен только начинающий мастер. Здесь, конечно, велика роль наставника, который помогает состояться молодому ученику в своем мастерстве и полете фантазии.
Обратим внимание, что даже функциональные элементы здания, колонны, лестничные пролеты по возможности использованы для творческой реализации проектов учащихся.
Яркий пример – монументальные панно между лестничными пролетами, выполненное в технике сграффито. На создание подобной дипломной работы требуется не менее 3–4 месяцев.
Особенно впечатляет работа Е. Чистого «Мир кино», где нашли свое образное отражение и стали арт-объектами обыкновенная пожарная лестница, чудесным образом превратившаяся в железнодорожное полотно из фильма братьев Люмьер, и плафон светильника.
Даже вполне обычные коридоры здесь становятся своеобразными галереями, например выставка рисунка или галерея, посвященная памяти преподавателей учреждения образования.
Здесь практически постоянно проходят выставки, концерты, реализуются международные проекты. И в гимназии-колледже работают удивительные люди. Об этом читайте в следующей публикации.
В. А. Капцев,
кандидат филологических наук, доцент
(управление дистанционных образовательных услуг
Образовательного центра НИО)