С 3 ноября по 31 декабря 2015 года Национальным институтом образования проводился второй этап конкурса на создание учебных пособий для учреждений общего среднего образования.
Цель конкурса – обеспечение учреждений общего среднего образования качественными учебными пособиями, подготовленными в соответствии с обновленными учебными программами.
Обновление содержания учебных программ связано с переходом к концентрическому принципу построения содержания образования, относительной завершенности содержания образования на II ступени общего среднего образования, с введением профильного обучения на III ступени общего среднего образования, с компетентностным подходом к отбору содержания образования по учебным предметам.
На втором этапе конкурса в Национальный институт образования были представлены конкурсные материалы (концепция учебного пособия и раздел учебного пособия) по учебным предметам:
- «Информатика», VI класс – 2 материала;
- «Английский язык» (для гимназий), V класс – 1;
- «Английский язык» (для гимназий), VI класс – 1.
В числе авторов, представивших материалы на второй этап конкурса, – преподаватели учреждений высшего образования (Минский государственный лингвистический университет, Белорусский государственный университет транспорта), специалисты учреждений дополнительного образования взрослых (институты повышения квалификации и переподготовки кадров Минского государственного лингвистического университета, Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка), Европейского языкового центра «СОЛ Минск», а также педагоги учреждений общего среднего образования.
Оценка конкурсных материалов осуществлялась в соответствии с установленными требованиями к концепции учебного пособия и критериями оценки качества раздела учебного пособия (размещены на национальном образовательном портале в разделе «Конкурс на создание учебных пособий для учреждений общего среднего образования»).
В качестве рецензентов конкурсных материалов по учебному предмету «Информатика» выступили специалисты учреждений высшего образования и учителя высшей категории учреждений общего среднего образования. Конкурсные материалы по учебному предмету «Английский язык» (для V, VI классов гимназий) оценивались членами конкурсной комиссии – специалистами по данному учебному предмету.
В соответствии с Порядком проведения конкурса члены конкурсной комиссии провели анализ конкурсных материалов с учетом полученных рецензий и подвели итоги второго этапа конкурса.
Конкурсная комиссия приняла решение считать основой для разработки соответствующих учебных пособий по учебным предметам конкурсные материалы, представленные авторами:
- по учебному предмету «Информатика», VI класс – А. Ф. Климович;
- по учебному предмету «Английский язык» (для гимназий), V класс – Н. В. Демченко, Л. М. Лапицкая, Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Т. Ю. Севрюкова;
- по учебному предмету «Английский язык» (для гимназий), VI класс – Н. В. Демченко, Л. М. Лапицкая, Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Т. Ю. Севрюкова.
Указанные материалы переданы в отделы Методического центра Национального института образования для организации работы по подготовке авторских оригиналов учебных пособий в соответствии с Перспективным планом подготовки и выпуска учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования на 2016–2020 годы.
Национальный институт образования благодарит авторов, принявших участие во втором этапе конкурса, и надеется на плодотворное сотрудничество с авторами и авторскими коллективами в следующих этапах конкурса.
Члены конкурсной комиссии обращают внимание авторов, которые планируют участвовать в следующих этапах конкурса на создание учебных пособий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, на следующее:
1) строгое соблюдение правил предоставления конкурсных материалов:
- к участию в конкурсе допускаются разработанная концепция учебного пособия и наиболее значимый его раздел;
- конкурсные материалы предоставляются без указания авторства с произвольно выбранным автором (авторским коллективом) девизом. Сведения об авторе (авторском коллективе) прилагаются к конкурсным материалам в отдельном запечатанном конверте с указанием выбранного автором (авторским коллективом) девиза;
- конкурсные материалы предоставляются в Национальный институт образования в сроки, указанные в объявлении об очередном этапе конкурса;
2) необходимость реализации в конкурсных материалах компетентностного подхода к отбору учебного материала, его направленности на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета;
3) необходимость реализации в представленном разделе учебного пособия идей, изложенных авторами в разработанной ими концепции учебного пособия.
НИО