Хочешь быть умным, научись
разумно спрашивать, внимательно
слушать, спокойно отвечать и переставать
говорить, когда нечего больше сказать.
И. Лафатер
Нет необходимости убеждать учителей русского языка и литературы в важности разработки и внедрения в педагогическую практику новых форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их интеллектуальных способностей, приобщение учащихся к искусству слова, то есть, воспитание на уроке и во внеурочной деятельности человека с развитым чувством национального и личного самоуважения, гражданина и патриота – задача педагога и учреждения образования в целом.
Порой говорят, что современное общество – это общество компьютеров, мобильных телефонов и Интернета.
Опровергнуть данное мнение помог VIII Областной конкурс риторического мастерства, прошедший 14 мая 2016 года на базе ГУО «Гимназия № 14 г. Гомеля» при поддержке Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь.
В конкурсе приняли участие 102 учащихся из всех регионов Гомельской области, 46 из них пополнили копилки своих портфолио дипломами.
9 дипломов I степени, 14 дипломов II степени и 23 диплома III степени – таков результат совместной упорной работы педагогов и учащихся. Восемнадцать районов области, Гомельский государственный областной лицей, Мозырский государственный областной лицей, Лицей при Гомельском инженерном институте МЧС Республики Беларусь могут по праву гордиться своими учащимися, ставшими победителями конкурса.
Призы для награждения были предоставлены Представительством Россотрудничества в Республике Беларусь.
Компетентное жюри, в состав которого вошли специалист Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Н.И. Ипатьева; начальник научно-исследовательского центра Национального института образования Республики Беларусь, доктор педагогических наук, доцент В.Ф. Русецкий; доцент кафедры русского языка Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук Е.Е. Долбик; преподаватели Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, высоко оценило уровень подготовки учащихся нашей области в риторическом мастерстве.
Конкурс состоял из двух туров. В первом конкурсанты состязались в подготовке и произнесении речей. Тематика выступлений была очень разнообразна и связана с актуальными проблемами жизни общества, культуры, вопросами изучения русского языка и литературы.
Интересным являлось то, что каждый участник должен был выступить в определённой речевой ситуации.
Шестнадцать лучших конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов в первом туре, состязались в дебатах второго тура, где необходимо было аргументированно отстоять позицию в соответствии с выпавшим по жребию понятием, выступить в защиту (или с опровержением) точки зрения (позиции, высказывания), сформулированной в билете.
Чему можно научиться у человека, который не нравится, может ли быть добро с кулаками, обстоятельства правят людьми или люди обстоятельствами? Каждый из участников пары обосновывал свою позицию. Многие выступления превращались в настоящие риторические «бои». Конечно, обосновывать и защищать отрицательную точку зрения сложнее, но ребята не подкачали. Второй тур конкурса превратился в захватывающее зрелище, заинтересовавшее не только членов жюри, но и многочисленных зрителей.
VIII Областной конкурс риторического мастерства остался позади. Впереди новые победы, новые успехи, которые невозможны без кропотливого и упорного труда и учащихся, и педагогов. И пусть слова Н.А. Рубакина «никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов» будут вести вас к новым вершинам.
Жданова Тамара Александровна,
методист высшей категории
учебно-методического отдела
гуманитарных дисциплин
государственного учреждения образования
«Гомельский областной институт
развития образования»