В начале мая состоялось заседание областного методического совета «Современные подходы к организации и проведению заседаний педагогических советов», организованное ГУО «Гомельский областной институт развития образования».
Одним из эффективных инструментов развития и управления учреждением образования является педагогический совет. Этот коллегиальный орган призван решать ряд важных задач, поставленных перед педагогическим коллективом: определение приоритетных направлений развития учреждения образования и путей их реализации, обсуждение вопросов о внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий, совершенствование качества образования, изучение педагогического опыта, распространение эффективной педагогической практики и др.
Однако на повестку дня педагогических советов выносится ряд несущественных вопросов, перегружающих регламент и не способствующих достижению поставленной цели конкретного педагогического совета. Часто организация и проведение педагогического совета проходят в формальном режиме, не оставляя след в профессиональном развитии педагогического коллектива. Среди существенных недостатков, выявляемых при анализе документооборота педагогического совета, выделяются нарушения в оформлении соответствующих документов (приказов, протоколов).
Площадкой для проведения методического совета был определен Жлобинский район, который по праву гордится профессиональными достижениями педагогов – победителей областного конкурса профессионального мастерства педагогических работников и лауреатов республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь» разных лет (В.В. Гузов, О.А. Купрацевич, Е.А. Ананчикова). Также Жлобинский район славен готовностью педагогов к трансляции в разных формах эффективного опыта работы, например, внедрения инноваций посредством реализации инновационных проектов в учреждениях образования: в 2015/2016 учебном году одна из школ района была включена в реализацию республиканского инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства». В мае 2016 года она представила свой опыт работы в ходе научно-практической конференции «Инновационный центр: идеи, проблемы, пути развития». Кроме этого, педагоги района входят в группу рецензентов учебников для первой ступени общего среднего образования. Многие учителя не только очно участвуют в мероприятиях межкурсового периода, но и активно создают свои блоги и взаимодействуют с различными профессиональными сетевыми сообществами для обмена педагогическим опытом.
Результатом высокого профессионализма педагогов являются награды учащихся: в 2015 году более 100 учащихся учреждений образования Жлобинского района стали дипломантами областных и республиканских конкурсов и олимпиад.
Анализ содержания работы учреждений образования Жлобинского района показал, что в большинстве школ и гимназий педагогические советы работают не формально, а творчески, направлены не только на повышение профессионализма педагога, но и на результат ученика.
Заседание методического совета проходило в форме педагогического совета с соблюдением алгоритма его организации и проведения.
Председатель педагогического совета, в роли которого выступила О.А. Блажко, председатель методического совета, сформулировала цель мероприятия: определить общие подходы к планированию, подготовке и проведению педагогических советов в учреждениях образования.
В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:
- определение тематики педагогического совета на основе проблемно-ориентированного анализа (педагогическая мастерская);
- ознакомление с нетрадиционными формами проведения педагогического совета в учреждении образования (методическая лаборатория);
- выработка решения педагогического совета (тренинг);
- рассмотрение отдельных вопросов делопроизводства деятельности педагогических советов (практикум);
- установление роли руководителя в создании комфортной психологической среды во время проведения заседания педагогического совета (выступление педагога-психолога).
Педагогический совет был ориентирован на формирование практических навыков его участников и включал интерактивные формы взаимодействия. Каждый из участников овладел навыком разработки смысловой логической схемы, отражающей все этапы организации и проведения мероприятия.
Одно из направлений работы педагогической мастерской было нацелено на развитие умения формулировать тему педагогического совета. Каждая рабочая группа получила небольшой фрагмент анализа деятельности учреждения образования за учебный год. Перед членами совета была поставлена задача: выявить проблемы, определить пути их решения и сформулировать тему «предстоящего» педагогического совета.
Несложное задание помогло участникам микрогрупп увидеть проблемы, с которыми сталкивается руководитель при формулировке тем педагогических советов: некачественно проведенная аналитическая работа затрудняет выявление проблем в работе учреждения образования.
Девизом работы методической лаборатории педагогического совета был призыв: «От темы – к форме». Члены лаборатории пытались ответить на вопросы: как провести педагогический совет, чтобы вовлечь в его работу весь педагогический коллектив, зажечь новыми идеями, активизировать педагогическое творчество и сплотить коллег.
Заместители директоров учреждений образования г. Жлобина раскрыли участникам педагогического совета преимущества отдельных нетрадиционных форм проведения заседаний, поделились опытом организации педсоветов в своих учреждениях образования и предложили участникам подобрать наиболее успешную форму проведения заседаний педагогического коллектива по темам, определенным в ходе педагогической мастерской. Члены рабочих микрогрупп рассказали о предварительной работе по подготовке заседания и порядке его проведения, обосновали выбранную форму педагогического совета.
В ходе тренинга, направленного на выработку навыков подготовки решения педагогического совета, были обсуждены следующие вопросы: всегда ли принимаемые решения понятны членам педагогического коллектива, знают ли об ответственности и сроках реализации конкретных пунктов решения исполнители, какие предложения вносятся в решение и др.
Отдельное внимание членов методического совета было направлено на организованное начальником учебно-методического отдела руководящих кадров и инновационной деятельности тестирование, которое установило наличие различий в толковании подходов к оформлению протоколов педагогического совета, приказов по итогам педагогического совета, ведении журнала учета протоколов и др. Эти проблемы обсуждались в ходе работы круглого стола, модератором которого выступила Н. М. Сапрыко, начальник отдела общего среднего, дошкольного и специального образования управления образования Гомельского облисполкома.
Также на повестку дня педагогического совета был вынесен вопрос о создании эмоционально комфортной среды в ходе проведения заседания. Педагог-психолог гимназии № 1 г. Жлобина С.В. Раговая напомнила присутствующим о важности воздействия не только вербальной информации, то есть содержания текста, но и невербальной – мимики, жестов, тона голоса, а также внешнего вида руководителя на педагогический коллектив. В ходе импровизированного анкетирования участники мероприятия узнали свой тип поведения в управленческих ситуациях, смогли проанализировать свои варианты ответов.
Материалы заседания областного методического совета «Современные подходы к организации и проведению заседаний педагогических советов» будут использованы заведующими учебно-методическими кабинетами рай(гор)исполкомов Гомельской области для проведения семинаров-практикумов в форме педагогического совета с участием руководителей и заместителей руководителей учреждений образования, а также размещены на Гомельском областном методическом портале. В сентябре планируется издание сборника тематических педагогических советов учреждений образования, который будет размещен на сайте ГОИРО.
Н.Г. Шевелев,
методист учебно-методического отдела
руководящих кадров и инновационной деятельности
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»