28 апреля 2017 года в Минском областном институте развития образования состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональная ориентация и самоопределение учащихся: теория, практика, инновации». Мероприятие проведено в рамках ХVII Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!».

В работе научно-практической конференции приняли участие 160 педагогических работников, среди них представители Национального института образования, Академии последипломного образования, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, заместители начальников отделов образования, спорта и туризма райгорисполкомов, специалисты, курирующие профориентационную работу, педагогические работники учреждений образования Минской области, а также представители учреждений образования Могилевской, Гомельской, Гродненской областей, г. Минска, Эстонии, Казахстана.

Открывая работу конференции, ректор Минского областного института развития образования Светлана Владимировна Ситникова, кандидат педагогических наук, доцент, обратилась к присутствующим с приветственным словом, в котором отметила значимость и важность данного мероприятия. Светлана Владимировна отметила, что именно от правильного профессионального выбора каждого человека зависит не только его личное будущее, но и будущее всей страны.

Содержательным и насыщенным стало пленарное заседание.

Елена Александровна Бельницкая, методист высшей категории управления мониторинга качества образования НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, раскрыла вопросы организации профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения. В своем выступлении Елена Александровна уточнила, что профориентационная работа в учреждении образования направлена на оказание помощи учащихся в выборе профиля обучения и дальнейшего образовательного маршрута, выработку сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Огромный интерес у участников конференции вызвал доклад Татьяны Александровны Дибоу, аспиранта и лектора Таллинского университета, карьерного инфоспециалиста Северо-Восточного профориентационного центра в Эстонии «Rajaleidja», которая представила опыт организации профориентационной работы, раскрыла систему карьерных услуг в Эстонии, отметив, что формирование навыков по карьерному планированию является одной из ключевых компетенций государственной стратегии 2020 «Обучение всю жизнь».

Заинтересованно участники конференции слушали Алексея Александровича Охрименко, заместителя директора по научно-методической работе Института информационных технологий учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и  радиоэлектроники», кандидата технических наук, доцента, который в  своем выступлении рассказал о реализуемых проектах и программах, направленных на раннее приобщение школьников к информационным технологиям, раскрыл требования и ограничения, предъявляемые к специалистам в сфере IT, обратил внимание на изменение форм профориентационной работы по IT-специальностям.

Практический опыт профессиональной ориентации учащихся на профессии педагогической направленности был представлен в выступлениях Ольги Анатольевны Витко, заместителя директора по учебной работе Греской средней школы Слуцкого района, Натальи Платоновны Табачко, заместителя директора по воспитательной работе Сновской средней школы Несвижского района.

Работа конференции была организована в трех секциях, где представлялся опыт учреждений образований по профессиональному самоопределению учащихся и организации профориентационной работы в учреждениях общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования детей и молодежи.

В ходе работы секции «Теоретические и управленческие аспекты профориентационной работы» обсуждались теоретические и управленческие аспекты профориентационной работы, а также опыт практической реализации профориентации учащихся в современной образовательной среде Республики Беларусь и Казахстана.

Были заслушаны и обсуждены доклады, посвященные профориентации учащихся средствами учебных предметов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения, использованию средств информатизации для решения профориентационных задач в процессе обучения. В ходе обсуждения участники секции пришли к мнению о необходимости широкого использования передового опыта профориентационной работы с сохранением лучших традиций белорусской и советской школ, учетом реалий сегодняшнего дня и прогноза кадровых потребностей экономики страны.

Участники секции «Профориентационная работа в учреждении образования» ознакомились с опытом организации профориентационной работы в гимназиях, кадетском училище, оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, на базе ресурсных центров.

В работе секции «Профориентация как условие успешной социализации личности в современном обществе» приняли участие педагогические работники учреждений образования Минской, Гродненской, Могилевской областей, г. Минска и Республики Казахстан.

В ходе работы секции были рассмотрены жизненные перспективы и профессиональное самоопределение подростков из полных и неполных семей, условия эффективной профессиональной ориентации молодежи в учреждениях профессионально-технического образования, дополнительного образования детей и молодежи, особенности организации профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития, представлены эффективные формы и методы профориентационной работы.

Участники конференции посетили выставку печатных и медиаизданий по организации профориентационной работы в учреждениях образования, подготовленную центром медиаресурсов и библиотечной работы Минского областного института развития образования.

К началу работы конференции был подготовлен и издан сборник материалов конференции.

 

Минский областной институт развития образования