Засыпае Слуцак снегам…
Ко
ўдрай белай дол ляжыць,
Нават Случ пад сівым небам
У поўных берагах бяжыць,
Зачарованна бяжыць…
Сяргей Марцінеўскі

«Что толкнуло меня на этот шаг? Наверное, любовь к этому месту! Пусть это будет только мое мнение, но это место одно такое в Слуцке, я его называю край города. Эта звучная улица Надречная: над рекой, вдоль реки, у реки. В ней столько лирики, что можно писать стихи…», – пишет автор виртуальной фотозарисовки Екатерина Олеговна Скрынникова.

Улица Надречная, дом 35. Здесь прожили жизнь не одно наше поколение, мои предки, мой род, и я чувствую некую связь с этим местом. О, здесь росли те самые многовековые «слуцкие бэры», которые так окутаны легендами и тайнами, что делает это место поистине особенным.

***
Аляксей Русецкі
Кажуць, жыў манах, што страціў веру
У святыя райскія плады,
Сам, на зайздрасць Богу, вывеў бэру
І пусціў у слуцкія сады.

Тяжелое время войны, когда нужно было защищать свой дом. И это время улица пережила! Дедушкины и бабушкины рассказы о войне и о том времени, когда Слуцк переживал эти нелегкие времена оккупации, вызывали во мне трепетание.

Бабушка рассказывала, как началась война для нее, и я запомнила! «Война пришла с немцами у ворот, все были с иголочки сшитые, красивые, – говорит бабушка. – Лежала на гамаке пятилетняя девчушка, как вдруг резко ее сбросили с него. Говорил что-то на своем тарабарском, забрал гамак и все, что плохо лежало, и ушел, а я в слезы! Но поняла, что еще придет…». Как прятали маленького еврея у себя в доме, и как все-равно нашли его потом в тех страшных списках жертв Холокоста.

Они заслужили уважение и честь, что своим трудом и верой защищали свой дом и сохранили эту землю для нас. И мы обязаны её чтить. Чтить свой дом, свою улицу.

Всё, что почитается очень старым, было когда-то новым. И то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером. То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки. И это действительно так! Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.

 

Е. О. Скрынникова