Урбан Мария Анатольевна,
профессор кафедры естественнонаучных дисциплин БГПУ им. М. Танка, доктор педагогических наук, доцент.

 

 

 

    

Методические аспекты формирования математической функциональной грамотности учащихся на I ступени общего среднего образования

В статье представлены требования к отбору учебного материала, направленного на формирование математической функциональной грамотности учащихся начальных классов, описаны особенности конструирования и типология заданий по формированию математической функциональной грамотности, приведены примеры заданий различных типов.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая функциональная грамотность, содержательные и интегративные компоненты функциональной грамотности, начальное обучение математике.

Полный текст статьи размещен здесь.

Демьянович Наталья Михайловна,
начальник центра дошкольного, начального и специального образования учреждения образования МГОИРО.

 

 

 

 

 

  

Исследовательская компетентность учителя:
актуальность, сущность и структурные компоненты

В статье обоснована актуальность развития исследовательской компетентности учителей как одного из условий формирования профессиональной компетентности. Рассмотрены сущность и структурные компоненты исследовательской компетентности учителя.

Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, исследовательская компетентность учителя, структурные компоненты исследовательской компетентности учителя.

Полный текст статьи размещен здесь.

Игнатович Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы филологического факультета.

 

 

 

 

 

  

Дополнительное образование юристов:
Профессионально ориентированное речевое развитие

Рассматриваются проблемы коммуникативного совершенствования профессиональных юристов на уровне до­полнительного образования. Представлены содержание и особенности речевого развития представителей различных юридических специальностей. Выделены профессионально ориентированные специфические коммуникатив­ные недочеты в области юридической деятельности. Предложены способы повышения эффективности воздействия юристов на участников коммуникации.

Ключевые слова: дополнительное образование; речевое развитие юристов; культура речи; языковые средства; функции средств языка.

Полный текст статьи размещен здесь.

Смирнова Екатерина Юрьевна,
научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования.

 

 

 

 

 

   

 

В поисках функциональной грамотности: понятийная рамка и воплощение в учебном тексте

В статье рассматриваются содержание и соотношение понятий «грамотность», «функциональная грамотность», «компетентность», «образованность». Формулируются способы имплементации функциональной грамотности в содержательные, структурные и стилистические элементы учебного текста.

Ключевые слова: функциональная грамотность; учебный текст; компетентность; процедурные и декларативные знания.

Полный текст статьи размещен здесь.

Баранова Наталья Петровна,
профессор кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета, кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

 

 

 

 

Обеспечение доступности общего среднего образования в ракурсе вызовов XXI века

В статье рассматриваются особенности современного понимания сути и содержания доступности общего среднего образования в международном измерении. Акцентируется внимание на вопросах, решение которых позволит минимизировать проявления образовательного неравенства и обеспечить каждому обучающемуся возможность непрерывного образования в течение жизни.

Ключевые слова: право на образование; доступность образования; образовательное неравенство; равный доступ к образованию; личностный потенциал; инклюзивное образование; качество образования; универсальные учебные умения.

Полный текст статьи размещен здесь.