Вадим Алексеевич Салеев родился в Ленинграде 27 мая 1939 года. В 1962 году окончил русское отделение филологического факультета Белорусского государственного университета. С 1967 года учился в аспирантуре философского факультета Московского государственного университета на кафедре эстетики.

В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию «К проблеме формирования художественной оценки», в 1992 году – докторскую диссертацию «Аксиологические основания национальной художественной культуры».

С 1995 по 2002 год занимал должность главного редактора журнала «Асновы мастацтва», с 2002 по 2004 – главного редактора журнала «Мастацтва». В настоящее время возглавляет журнал «Артэфакт».

Является одним из крупнейших специалистов СНГ в области эстетики, философии, культурологии. С 1962 года – член Белорусского союза театральных деятелей, с 1997 года – Белорусского союза литературно-художественных критиков (в 1999 году стал лауреатом премии данного союза). Первый вице-президент Белорусской эстетической ассоциации, академик Белорусской академии архитектуры, Международной академии технического образования, Московской академии гуманитарных исследований, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Россия). В литературном творчестве известен как Вадим Яр.

Является победителем творческого конкурса «Поэтри-слэм» VII фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции – 2018» (Прага). Награжден литературными медалями имени Ф. Искандера (2012), Е. Замятина (2018), медалью Франциска Скорины (2019), нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования». Лауреат Международной премии имени Симеона Полоцкого (2017).

Автор более 400 научных и научно-методических работ в области эстетики, философии, культурологии, педагогики. Инициировал разработку таких научных направлений, как неоаксиология, этноэстетика, этнопедагогика, артстресспедагогика и артстресстерапия. Создал концепцию развития национальной культуры (1991–1992), концепцию художественного образования Республики Беларусь (1995), концепцию эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь (2000).

В Национальном институте образования работал с 1991 по 2021 год (в качестве ведущего научного сотрудника лаборатории эстетического образования, заведующего отделом культурологии образования, ведущего научного сотрудника сектора художественно-эстетического образования, главного научного сотрудника лаборатории проблем воспитания личности). Занимался разработкой актуальных проблем эстетического воспитания и художественного образования личности.

Среди наиболее значимых научных работ – монографии «О художественном вкусе» (1975), «Искусство и его оценка» (1977), «Современная эстетика Белоруссии» (1979), «Национальное самосознание и художественная культура» (1990), «Язык в национальной культуре» (1992), «Этнопедагогика и эстетическое развитие личности» (1994), «Эстетическое восприятие и детская фантазия» (1999), «Искусство. Искусство и современность» (2006), «Основы эстетики» (2008), «Нарысы тэорыі беларускага тэатра» (2014), «Очерки образования на переломе столетий» (2019) и др. Среди художественных и художественно-публицистических работ – книги «Ты вечна, красота» (2001), «Три минуты» (2014), «Зеркало» (2016), «Силуэты Минска» (2017), «Нобель для Беларуси» (2019) и др.

1. Организация, координация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.

Разработка:

  • механизмов совершенствования дошкольного, общего среднего и специального образования, направленных на раскрытие потенциалов личности как фактора устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • методкі навучання фанетыка-iнтанацыйнаму i лексіка-граматычнаму аспектам маўлення, сістэмы практыкаванняў, звязаных з фарміраваннем рэцэптыўных i прадуктыўных моўных уменняў i навыкаў на розных узроўнях валодання БМЗ;
  • методыкі фарміравання сацыякультурнага i сацыялінгвістычнага складнікаў камунікатыўнай кампетэнцыі i інш.;
  • макетного образца образовательного стандарта дошкольного образования;
  • макетных образцов образовательных стандартов начального, базового и среднего образования;
  • учебно-методического комплекса для организации и проведения факультативных занятий по формированию функциональной грамотности обучающихся в воспитательном процессе (II ступень общего среднего образования);
  • диагностического инструментария по оценке функциональной грамотности лиц с особенностями психофизического развития в различных сферах жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования.

2. Подготовка научных работников высшей квалификации.

3. Научное и организационное сопровождение экспериментальной деятельности в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых.

4. Изучение качества образования в учреждениях общего среднего образования. Организация республиканских контрольных работ по учебным предметам «История Беларуси» (X, XI классы), «Информатика» (VIII класс), изучения чтения и понимания текста на белорусском языке (IV класс), Национального исследования качества образования.

5. Подготовка к изданию, организация выпуска и выпуск учебных изданий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи за счет средств республиканского бюджета.

6. Организация и проведение опытной проверки учебных пособий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, апробации учебных материалов по допризывной подготовке для VIII, IX классов кадетских училищ, специализированных лицеев, учреждения образования «Минское суворовское военное училище».

7. Обеспечение работы постоянно действующего республиканского семинара для авторов учебных пособий, членов экспертного сообщества (рецензентов учебных пособий, участников опытной проверки, методистов).

8. Развитие образовательного контента национального образовательного портала, единого информационно-образовательного ресурса.

9. Проведение экспертизы учебных электронных изданий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования.

10. Научно-методическое сопровождение нормативного планирования расходов учреждений дошкольного и общего среднего образования.

11. Оснащение учреждений общего среднего образования: средствами обучения и учебным оборудованием кабинетов по учебному предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд, технический труд); пианино. Закупка специальных транспортных средств (школьные автобусы и транспорт, оснащенный оборудованием для перевозки инвалидов).

12. Обеспечение реализации государственной политики в сфере организации питания обучающихся в учреждениях образования.

13. Координация и методическое обеспечение профилактики преступлений и правонарушений среди обучающихся в учреждениях образования всех типов.

14. Обеспечение реализации мероприятий проекта международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», договора с ЮНИСЕФ на выполнение работ по разработке основ и научно-методического обеспечения формирования универсальных компетенций/навыков XXI века детей и учащейся молодежи, включая социально-эмоциональные навыки.

15. Завершение реализации отдельных мероприятий проектов «Модернизация системы образования Республики Беларусь», «Модернизация высшего образования Республики Беларусь» за счет средств республиканского бюджета.

16. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда, пожарной безопасности, движения и эксплуатации транспорта, повышение эффективности работы по информированию работников о состоянии охраны труда на рабочих местах. Соблюдение требований по техническому состоянию и своевременному обслуживанию зданий института и содержанию прилегающей территории.

17. Организация и обеспечение бесперебойного функционирования локальной сети.

 

— Организация и координация деятельности учреждений образования по противодействию незаконному обороту наркотиков среди обучающихся.
— Организация и координация деятельности учреждений образования по профилактике наркомании среди подростков и молодежи.
— Участие в разработке и корректировке нормативных и учебно-методических материалов по профилактике наркомании среди подростков и молодежи.


Товкес Маргарита Петровна,
заведующий сектором координации и методического обеспечения профилактики преступлений и правонарушений среди обучающихся 

email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 
тел.: +375 17 229 19 31
 
 

Кашинская Мария Евгеньевна,
методист первой категории сектора координации и методического обеспечения профилактики
преступлений 
и правонарушений среди обучающихся
 
email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
тел.: +375 17 229 19 31
 
Дрозд Светлана Александровна,
методист второй категории сектора координации и методического обеспечения профилактики преступлений
и правонарушений среди обучающихся
 
email: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
тел.: +375 17 229 19 31