1. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – Институт) уделяет особое внимание защите персональных данных при их обработке в нашем учреждении и с уважением относится к соблюдению прав субъектов персональных данных.

Утверждение Положения о политике в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) является одной из принимаемых Институтом мер по защите персональных данных, предусмотренных статьей 17 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99‑З «О защите персональных данных» (далее – Закон).

Политика разъясняет субъектам персональных данных как и для каких целей их персональные данные собираются, используются или иным образом обрабатываются, а также отражает имеющиеся в связи с этим у субъектов персональных данных права и механизм их реализации.

Политика не применяется к обработке персональных данных в процессе трудовой деятельности и при осуществлении административных процедур (в отношении работников и бывших работников), а также пользователей интернет-сайта (в части cookie-файлов).

Почтовый адрес Института:
220004, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Короля, 16;
адрес в сети Интернет: www.adu.by;
e-mail:  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

2. Институт осуществляет обработку персональных данных в следующих целях:

  • осуществление и выполнение функций, полномочий и обязанностей, возложенных на Институт законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь;
  • рассмотрение обращений, в том числе внесенных в книгу замечаний и предложений;
  • предварительная запись на личный прием;
  • проведение «прямых телефонных линий»;
  • организация оказания платных услуг;
  • реализация дистанционных, очных, очно-дистанционных мероприятий;
  • заключение и исполнение гражданско-правовых договоров;
  • обеспечение пропускного режима;
  • обработка информации (резюме) кандидатов на трудоустройство;
  • оформление трудовых (служебных) отношений;
  • ведение воинского учета;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • осуществление архивного хранения документов;
  • реализация норм законодательства о борьбе с коррупцией;
  • ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования;
  • осуществление приема и зачисления лиц для освоения образовательных программ научно-ориентированного образования;
  • осуществление образовательной деятельности, предусмотренной уставом Института;
  • формирование банка данных национальных экспертов в сфере дошкольного, общего среднего и специального образования (рецензентов, экспертов по опытной проверке и др.) для выполнения функций и задач, возложенных учредителем;
  • формирование банка данных авторов (авторских коллективов) учебных изданий;
  • заключение с субъектами персональных данных любых видов договоров и их последующего исполнения;
  •  выявление конфликта интересов.

3. Персональные данные обрабатываются исключительно для достижения одной или нескольких указанных законных целей. Если персональные данные были собраны и обрабатываются для достижения определенной цели, для использования этих данных в других целях необходимо поставить в известность об этом субъекта персональных данных и в случае необходимости получить новое согласие на обработку.

4. Персональные данные могут быть также использованы Институтом в научных или иных исследовательских целях после обязательного обезличивания таких персональных данных, в частности:

для подготовки и публикации ежегодных отчетов о своей деятельности;

для подготовки и дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о персональных данных;

для подготовки и осуществления публикаций и выступлений, связанных с исполнением работниками Института своих должностных обязанностей.

5. Институт осуществляет обработку только тех персональных данных, которые необходимы для выполнения заявленных целей и не допускает их избыточной обработки.

6. Институт не осуществляет передачу персональных данных третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

7. Субъект персональных данных имеет право:

7.1. На отзыв своего согласия посредством подачи заявления в Институт, в том числе в форме, посредством которой получено его согласие.

Институт обязан в пятнадцатидневный срок после получения заявления субъекта персональных данных в соответствии с его содержанием прекратить обработку персональных данных, осуществить их удаление и уведомить об этом субъекта персональных данных, если отсутствуют иные основания для таких действий с персональными данными, предусмотренные Законом № 99-З и иными законодательными актами.

При отсутствии технической возможности удаления персональных данных Институт обязан принять меры по недопущению дальнейшей обработки персональных данных, включая их блокирование, и уведомить об этом субъекта персональных данных в тот же срок.

7.2. На получение информации, касающейся обработки своих персональных данных, содержащей:

  • место нахождения Института;
  • подтверждение факта обработки персональных данных обратившегося лица Институтом;
  • его персональные данные и источник их получения;
  • правовые основания и цели обработки персональных данных;
  • срок, на который дано его согласие (если обработка персональных данных осуществляется на основании согласия);
  • наименование и место нахождения уполномоченного лица (уполномоченных лиц);
  • иную информацию, предусмотренную законодательством.

7.3. Требовать от Института внесения изменений в свои персональные данные в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими или неточными. В этих целях субъект персональных данных прилагает соответствующие документы и (или) их заверенные в установленном порядке копии, подтверждающие необходимость внесения изменений в персональные данные;

7.4. Получить информацию о предоставлении своих персональных данных, обрабатываемых Институтом, третьим лицам. Такое право может быть реализовано один раз в календарный год, а предоставление соответствующей информации осуществляется бесплатно;

7.5. Требовать прекращения обработки своих персональных данных, включая их удаление, при отсутствии оснований для обработки персональных данных, предусмотренных Законом и иными законодательными актами;

7.6. Обжаловать действия (бездействие) и решения Института, нарушающие его права при обработке персональных данных, в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

8. Для реализации своих прав, связанных с обработкой персональных данных Институтом, субъект персональных данных подает заявление в письменной форме или в виде электронного документа (а в случае реализации права на отзыв согласия – также в форме, в которой такое согласие было получено) соответственно по почтовому адресу или адресу в сети Интернет, указанным в части пятой пункта 1 настоящей Политики. Такое заявление должно содержать:

  • фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
  • дату рождения субъекта персональных данных;
  • изложение сути требований субъекта персональных данных;
  • идентификационный номер субъекта персональных данных, при отсутствии такого номера – номер документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, в случаях, если эта информация указывалась субъектом персональных данных при даче своего согласия или обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных;
  • личную подпись (для заявления в письменной форме) либо электронную цифровую подпись (для заявления в виде электронного документа) субъекта персональных данных.

Институт не рассматривает заявления субъектов персональных данных, направленные иными способами (e-mail, телефон, факс и т. п).

9. За содействием в реализации прав субъект персональных данных может также обратиться к лицу, ответственному за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных в Институте, направив сообщение на электронный адрес: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 

 

Косенюк Раиса Романовна родилась в Стаховичах Пинского района Брестской области (Республика Беларусь) 3 ноября 1955 года. В 1977 году окончила филологический факультет Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького, а в 1986 году – факультет дошкольного образования этого же института.

В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию «Организация педагогической поддержки детей от рождения до трех лет в “Материнской школе”».

С 1977 по 1998 год занимала должности учителя русского языка и литературы среднего сельского профессионально-технического училища № 29 г. Дрогичина, методиста учебного комбината Министерства мясной и молочной промышленности БССР, воспитателя детского сада, заведующего детским садом колхоза имени Гастелло д. Сеница Минского района, с 1998 года – ведущего, главного инспектора отдела инспектирования дошкольных учреждений Республиканской государственной инспекции системы образования Республики Беларусь, ведущего, главного инспектора управления дошкольного воспитания Министерства образования Республики Беларусь, с 2003 года связала свою жизнь с Национальным институтом образования, работала в должностях начальника отдела программно-методического и дидактического обеспечения деятельности дошкольных учреждений Центра дошкольного образования, заместителем директора Центра дошкольного образования, начальником отдела методического обеспечения дошкольного образования Методического центра, с 2017 года – ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией дошкольного образования научно-исследовательского центра.

Является одним из ведущих специалистов в области развития личности ребенка раннего возраста. Разработала систему работы по подготовке будущих и настоящих родителей к осознанному родительству («Материнская школа»), которая включает широкий спектр самообразования, создание условий для развития у родителей педагогической и психологической компетентности в вопросах воспитания ребёнка (группы совместного пребывания родителей и детей, консультативные пункты, домашний патронаж).

Член редакционной коллегии журнала «Пралеска».

Награждена нагрудным знаком «Отличник народного образования БССР» (1992), Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования» (2020) и др.

В Национальном институте образования работает в качестве заведующего лабораторией дошкольного образования. Проводит научные исследования по актуальным проблемам дошкольного образования: реализация компетентностного подхода в дошкольном образовании, формирование основ функциональной грамотности у воспитанников учреждений дошкольного образования и др. Среди наиболее значимых результатов научных исследований – образовательный стандарт дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, дидактические материалы по формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций у детей раннего и дошкольного возраста и др. Активный участник и организатор ряда крупных международных и республиканских научных мероприятий (конференций, семинаров и др.).

Автор более 100 научных и научно-методических работ в области развития личности ребенка раннего возраста, речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, в том числе учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, Национальным институтом образования.

Среди наиболее значимых научных работ – «Педагогическая поддержка родителей и детей раннего возраста» (2008), «Теоретические подходы к развитию детей от рождения до трёх лет» (2008), «Дети от рождения до трёх лет: педагогическая поддержка» (2010), «Материнская школа» как эффективная организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до трех лет» (2010), «Учимся общению с детьми» (2013, в соавторстве), «Дошкольное образование в Канаде (провинция Онтарио)» (2021); «Интеграция в дошкольном образовании как педагогическая действительность» (2021), «Формирование основ функциональной грамотности воспитанников в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования: состояние и перспективы» (2021) и др.

 

Марина Михайловна Ярмолинская родилась в Несвиже (Республика Беларусь) 17 августа 1964 года. В 1985 году окончила факультет дошкольного воспитания Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького. С 1987 года училась в аспирантуре Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького.

В 1995 году защитила кандидатскую диссертацию «Оценочные суждения как средство формирования у дошкольников положительного отношения к труду».

С 1985 по 1996 год занимала должности воспитателя я/с № 342 г Минска, ассистента кафедры общей и дошкольной педагогики, старшего преподавателя кафедры методик дошкольного воспитания Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, с 1996 по 2004 год – ведущего научного сотрудника, заведующего лабораторией научных исследований проблем дошкольного образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Является одним из ведущих специалистов в области взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи, экологического образования детей дошкольного возраста. Научными интересами Марины Михайловны в настоящее время являются профессиональная компетентность педагогических и управленческих кадров системы дошкольного образования, активные формы работы и современные технологии дополнительного педагогического образования.

Марина Михайловна являлась научным руководителем тем «Научно-методическое обеспечение развивающего индивидуально-ориентированного воспитания и обучения дошкольников», «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности новых типов и видов дошкольных учреждений», «Концепция развития дошкольного образования в Республике Беларусь и программа ее реализации» и др., участвовала в выполнении научно-исследовательских работ по темам «Разработать комплексное научно-методическое обеспечение образовательных программ повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов образования», «Разработать методическое обеспечение итоговой аттестации воспитателей дошкольного образования при освоении содержания образовательных программ повышения квалификации», «Разработка инновационного научно-методического обеспечения дополнительного образования педагогических работников системы дошкольного образования и I ступени общего среднего образования».

Награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования».

Автор и соавтор более 150 учебных, учебно-методических пособий, научных и научно-практических статей, материалов конференций по проблемам дошкольного образования, повышения профессиональной компетентности педагогов и руководителей учреждений дошкольного образования.

Среди наиболее значимых научных работ – «Использование моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» (1996), «Формы поддержки и развития профессионально-личностных качеств педагогических работников учреждений дошкольного образования» (2019), «Реализация принципа практикоориентированности в повышении квалификации руководителей системы дошкольного образования» (2019), «Совершенствование процесса повышения квалификации руководителей учреждений дошкольного образования в условиях цифровой трансформации» (2021), «Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности» (2021) и др.

Маргарита Борисовна Антипова родилась в г. Бешенковичи Витебской области 19 февраля 1942 года. В 1963 году окончила Витебский государственный педагогический институт имени С. М. Кирова по специальности «Педагогика и методика начального образования». В 1979 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Лингводидактические основы обучения фонетике русского языка учащихся начальных классов белорусских школ» в Научно-исследовательском институте преподавания русского языка и литературы в национальной школе Академии педагогических наук СССР (г. Москва).

Ученица Адама Евгеньевича Супруна – доктора филологических наук, доктора педагогических наук, профессора, основателя научной школы методики преподавания русского языка в Республике Беларусь.

Прошла путь учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 22 г. Витебска» (1963–1967), учителя начальных классов, а затем заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГУО «Средняя школа № 42 г. Минска» (1967–1973), ученого секретаря Научно-исследовательского института педагогики Министерства просвещения БССР (1979–1983), заведующего кафедрой русского языка и председателя профкома Республиканского института усовершенствования учителей (1984–1994), заместителя директора Научно-методического центра учебной книги и средств обучения Министерства образования Республики Беларусь (1994–1996), заведующего лабораторией начального образования Национального института образования (1996–2006), ведущего научного сотрудника лаборатории начального образования Национального института образования (2006–2020).

Является разработчиком содержания и научно-методического обеспечения учебного предмета «Русский язык» для I ступени общего среднего образования: автором концепции, образовательного стандарта по учебному предмету «Русский язык», 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку на I ступени общего среднего образования, учебных программ по учебному предмету «Русский язык» для I–IV классов учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и современных средств обучения русскому языку в начальной школе.

Результаты многолетних научных разработок Маргариты Борисовны Антиповой нашли отражение в свыше 350 научных, научно-методических, учебно-методических публикациях по теории и методике обучения русскому языку в начальной школе.

Награждена знаком «Отличник народного просвещения БССР» (1981), медалью Франциска Скорины (2004), почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь (1987, 1990, 1999, 2009, 2014), почетной грамотой Президиума Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки (2009), почетными грамотами Национального института образования (1979, 1987, 2007, 2012), почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь (2012).

Ирина Михайловна Стремок родилась в Минске 13 декабря 1954 года.

В 1978 году с отличием окончила Минский государственный педагогический институт имени Алексея Максимовича Горького, факультет педагогики и методики начального образования. Получив высшее образование, работала учителем начальных классов средней школы № 35 г. Минска (1978–1981).

1981–1984 годы – время обучения в Московской очной целевой аспирантуре при Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР по специальности «Методика преподавания литературы». В 1986 году защитила диссертацию на тему «Обучение шестилетних учащихся осознанному чтению».

С 1985 года научно-педагогическая деятельность связана с работой в Национальном институте образования – в то время он назывался Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР. Профессиональный рост начался с должности младшего научного сотрудника отдела начального обучения. Ирина Михайловна активно включилась в выполнение научно-исследовательских тем «Содержание, формы и методы обучения учащихся подготовительных, I–III классов городских и сельских школ, работающих в условиях 5-дневной учебной недели», «Психолого-педагогические основы организации самостоятельной деятельности учащихся 1-4 классов на уроках чтения в малокомплетной школе», «Совершенствование системы методического обеспечения, воспитания и развития младших школьников в 11-летней школе» и др. По результатам плановых тем, давших возможность собрать, обработать и проанализировать обширный экспериментальный материал, в 1989 году был опубликован учебник для чтения в 4 классе школ с белорусским языком обучения «Светлячок» (в соавторстве со С.Н. Каратай).

В 1990 году работала старшим научным сотрудником лаборатории проблем литературного образования, с 1991 года – в составе группы квалифицированных специалистов перешла в лабораторию проблем начального образования, где трудилась по 2018 год в должности ведущего научного сотрудника. С 2006 по 2011 годы возглавляла лабораторию начального образования.

Помимо научной деятельности в институте работала методистом отдела начального образования Центра общего среднего образования (2002–2004): осуществляла подготовку нормативного и учебно-методического обеспечения по четырем направлениям литературного образования: по русскому литературному чтению в школах с русским / белорусским языком обучения, по белорусскому литературному чтению в школах с белорусским / русским языком обучения.

Ирина Михайловна Стремок является известным ученым и методистом в области начального литературного образования, ею подготовлены и изданы более 300 научно-методических работ. Она автор концепции литературного образования в начальных классах, образовательного стандарта, учебных программ, предметных норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по литературному чтению для школ с русским и белорусским языками обучения.

Результатом плодотворной деятельности ученого является разработка качественно нового учебно-методического обеспечения процесса обучения литературному чтению во 2–4 классах, среди которого учебники и учебные пособия: «Светлячок. 4 класс» (1989, 1993 в соавт.), «Проталинка. 2–4 классы» (1999–2001), «Литературное чтение. 2–4 классы» для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения  (2006–2008, 2012–2014, 2016–2021), «Литературное чтение. 3–4 классы» для учреждений общего среднего образования с белорусским  и русским языками обучения (2017–2020, в соавт.), учебно-методические пособия для учителей начальных классов, сборники контрольно-измерительных, контрольно-диагностических, дидактических и диагностических материалов, календарно-тематическое планирование, электронный образовательный ресурс (включающий литературные игры-упражнения,  справочник «Русские детские писатели ХХ века», тематические тесты).

Учебник по литературному чтению «Проталинка» для 2 класса учреждений образования с белорусским языком обучения был отмечен дипломом Республиканского конкурса «Падручнік 2000 года для агульнаадукацыйнай школы».

Награждена нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Выдатнік адукацыі» (2009), почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования.