- Details
- Category: Банк данных о результатах научных исследований и проектов по проблемам образования детей с расстройствами аутистического спектра
Тема НИР |
Организация-исполнитель, научный руководитель |
Сроки исполнения |
Результаты |
Внедрение |
Выполнение НИР, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь |
||||
Научно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями
№ ГР 20090882
|
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Ковалец И. В., |
2009–2010 |
2009 год Научно-теоретическое обоснование содержания коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. Методические рекомендации по психологическому изучению детей с аутистическими нарушениями. Методические рекомендации по организации образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. Методические рекомендации по формированию поведения детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. 2010 год Теоретическое обоснование содержания методического обеспечения коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями. Макетный образец программы коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР (1–4 классы). Коммуникативный альбом по организации взаимодействия детей с аутистическими нарушениями с окружающими. Методические рекомендации для педагогов по эмоциональному развитию детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР. Методические рекомендации для педагогов по организации работы с родителями детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в ЦКРОиР. Методические рекомендации по содержанию работы педагогов-психологов с детьми с аутистическими нарушениями в условиях ЦКРОиР (техники и приемы). Макетный образец пособия для педагогов «Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с аутистическими нарушениями в условиях ЦКРОиР». |
Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями: пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – Минск : Народная асвета, 2014. – 174 с.
Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – 2-е изд. – Минск : Народная асвета, 2017. – 176 с. Ковалец, И. В. Программа для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с аутистическими нарушениями // Программы для специальных учреждений образования / И. В. Ковалец. – Минск: НИО, 2010. – С. 3–27. Ковалец, И. В. Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями / И. В. Ковалец // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 1(6). – С. 88–91. Ковалец, И.В. Оценка качества методик коррекционной работы с детьми дошкольного возраста / И. В Ковалец, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2015. –№ 4. – С. 84–93. Ковалец, И. В. Алогоритм организации выездного отдыха детей с аутизмом: шесть адаптирующих шагов / И. В Ковалец // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 2. – С. 46–49. |
Разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса с детьми, имеющими аутистические нарушения
№ ГР 20140731
|
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Ковалец И. В., |
2014 |
Научно-теоретическое обоснование модели и модель учреждения специального образования для детей с аутистическими нарушениями. Проект положения об учреждении специального образования для детей с аутистическими нарушениями. Проект квалификационной характеристики и функциональных обязанностей ассистента, сопровождающего ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе
|
Лещинская, Т. Л. Дети с аутистическими нарушениями / Т. Л. Лещинская // Белорусская педагогическая энциклопедия (в двух томах). – Том 1: А – М. – Минск: «Адукацыя i выхаванне», 2015. – С. 334–335.
Ковалец, И. В. Модель учреждения специального образования для лиц с аутистическими нарушениями / И. В Ковалец // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 3(8). – С. 72–77.
Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в 2016/2017 учебном году. Некоторые аспекты деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Работа с детьми с аутистическими нарушениями. – № 16. – С. 45–51.
Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Организация образовательного процесса с детьми с аутистическими нарушениями. – № 15. – С. 39–44; 49–56. |
Научно-методическое обоснование и разработка модели ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с аутистическими нарушениями
№ ГР 20151440
|
Учреждение образования «Барановичский государственный университет»
Хитрюк В. В., |
2015 |
Анализ теоретических исследований и опыта зарубежных стран по ресурсному обеспечению инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Содержание, структура и принципы разработки ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Модель ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Макетные образцы научно-методических материалов ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра |
Разработаны и утверждены программы курсов повышения квалификации: 1. «Специфика коррекционно-образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра» для педагогов-психологов учреждений образования (разработчики В. В. Хитрюк, доктор педагогических наук, доцент; Е. А. Лемех, кандидат психологических наук, доцент.) 2. «Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего индивидуальное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» для воспитателей индивидуального сопровождения (разработчик О. Ю. Светлакова) 3. «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» для учителей-дефектологов учреждений общего среднего образования (разработчик О. Ю. Светлакова). 4. «Коррекционно-развивающая работа учителя дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования (разработчик Е. М. Ишмуратова, кандидат педагогических наук). В ИПКиП БГПУ реализованы курсы повышения квалификации (15.11.2021 по 19.11.2021) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутистическими нарушениями». Перечисленные выше учебные программы будут использованы при повышении квалификации педагогических работников в ИПКиП БГПУ по следующим курсам: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутистическими нарушениями»; «Теория и практика организации коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития»; «Специфика коррекционно-образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра»; «Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего индивидуальное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»; «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»; «Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра». |
Разработать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
№ ГР 20190521 |
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Брыкова А. С., |
2019 |
Научно-теоретические основы содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Макетный образец содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. 2. Макетный образец содержания коррекционных занятий по формированию навыков коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра |
В 2020–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» Научный руководитель: Брыкова А. С., к.психол.н., доцент Подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии» под ред. С. Н. Феклистовой. Планируемый срок издания – 2022 год.
В 2021–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» Научные руководители: Феклистова С. Н., Былино М. В.,
Брыкова, А. С. Подходы к определению содержания коррекционных занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста / А. С. Брыкова, В. Э. Гаманович, О. В. Даливеля // Спецыяльная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 16–20.
Гаманович, В. Э. Содержательно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы по формированию навыков социального поведения у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста / В. Э. Гаманович, А.С. Брыкова, О. В. Даливеля // Адукацыя i выхаванне. – 2020. – № 1. – С. 17–27.
Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра: монография / В. В. Хитрюк [и др.]; под науч. ред. В.В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с.
Брыкова, А. С. Как помочь ребенку с аутизмом. Формирование социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у детей с аутистическими нарушениями / С. К. Жук, В. П. Гяч, А. С. Брыкова // Образование Минщины. – 2021. – № 6 (95). – С. 46–48.
Брыкова, А. С. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. С. Брыкова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч.-методич. ст./ Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 35–37.
Подготовлен макет учебно-методического пособия «Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями» (находится на рецензировании). |
Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода
№ ГР 20191004
|
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Лисовская Т. В., Феклистова С. Н., |
2019–2020 |
Методические рекомендации к разработке и реализации индивидуальных программ ранней комплексной помощи детям с фактором риска (расстройствами аутистического спектра) в развитии в условиях учреждения образования и в семье. Разноуровневое содержание учебной программы для воспитанников дошкольного возраста, в том числе детей с ОПФР (в том числе с РАС), учитывающее их образовательные возможности и потребности, по образовательным областям: «Физическая культура»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Элементарные математические представления»; «Художественная литература»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Подготовка к обучению грамоте». |
Подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии» под ред. С. Н. Феклистовой. Планируемый срок издания – 2022 год.
В 2021–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности» Научные руководители: Феклистова С. Н., д.п.н., доцент, Былино М. В., к.п.н., доцент |
«Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
№ ГР 20201104
|
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Баль Н. Н., |
2020 |
Современные подходы к организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в условиях современной образовательной практики Республики Беларусь. Структурно-содержательная модель деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в современных условиях и концептуальные основания дифференциации инструментария для обследования детей дошкольного возраста. Методические рекомендации по выбору и использованию психолого-педагогического инструментария для обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей. Диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; изучения ребенка в специально организованных условиях; «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка). |
В 2021 году осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация психолого-педагогического инструментария обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в психолого-медико-педагогической комиссии»
Научный руководитель: Баль Н. Н., к.п.н. доцент
Баль, Н. Н. Изменение концептуальных оснований деятельности психолого-медико-педагогической комиссии как основа реорганизации ее деятельности в современных условиях / Н. Н. Баль, Е. А. Лемех, С. Н. Феклистова, И. В. Филипович // Особенные дети: образование и социализация: VІ Междунар. конгресс по специальной педагогике и психологии. – Запорожье: Изд-во Хортицкой нац. академии, 2020. – С. 37–39.
Баль, Н. Н. Модели деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в современных условиях / Н. Н. Баль, И. В. Филипович // // Спецыяльная адукацыя. – 2020. – № 6. – С. 24–30. |
ОНТП «Качество образования» |
||||
Задание 07. Разработать содержание и научно-методическое обеспечение коррекционной работы на уровне дошкольного образования лиц с особенностями психофизического развития
№ ГР 20150849 |
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Ковалец И. В., |
2015–2017 |
2016 год Теоретические обоснования составов коррекционных занятий с воспитанниками в возрасте от 1 года до 7 (8) лет: с аутистическими нарушениями; с аутистическими нарушениями в сочетании с нарушениями речи; с аутистическими нарушениями в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. |
На пути к инклюзии: сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе: пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – Минск: Издательский центр БГУ, 2017. – 187 с. |
Проекты, разрабатываемые на конкурсной основе (Грант Министерства образования Республики Беларусь) |
||||
Грант БРФФИ–РФФИ «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» Договор № ГР18Р-071
|
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Хитрюк В. В., |
|
Психосоциальная модель и описаны механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра.
|
Издана монография: Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра : монография / В. В. Хитрюк [и др.] ; под науч. ред. В. В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с. Проведен цикл вебинаров (всего – 6, в период с 11.11.2020 по 27.11.2020) совместно с БелМАПО и ЮНИСЕФ, выступление «Стратегии работы по преодолению стигматизации детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования». |
Разработать научно-методическое обеспечение формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции.
№ ГР 20200612 |
Ответственный исполнитель – Обуховская Е. А.
Руководитель – Крюковская Н. В., к.п.н., доцент |
2020 |
Модель формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции. Карта наблюдения за сформированностью социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями. Методические рекомендации по реализации модели сенсорной интеграции по формированию социально-коммуникативных навыков у воспитанников 6–8 лет с аутистическими нарушениями на основе использования дидактического альбома в условиях ЦКРОиР. Дидактический альбом для формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями. |
Крюковская, Н. В. Формирование социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие / Н. В. Крюковская, Е. А. Обуховская. – Гродно: ГрГУ, 2021. – 79 с.
|
- Details
- Category: ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2021/2022
- Details
- Category: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2021/2022
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О работе в 2020/2021 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб рабоце ў 2020/2021 навучальным годзе педагагічных калектываў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- Інструктыўна-метадычнае пісьмо Міністэрства адукацыіі Рэспублікі Беларусь «Аб арганізацыі ў 2019/2020 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О работе в 2019/2020 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- Інструктыўна-метадычнае пісьмо Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь «Аб рабоце ў 2019/2020 навучальным годзе педагагічных калектываў устаноў адукацыі, якія реалізуюць адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
- Details
- Category: ВЕЧЕРНИЕ КЛАССЫ. 2021/2022
Типовые учебные планы общего среднего образования
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 красавіка 2021 г. № 71 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 6 мая 2020 г. № 83»
Календарно-тематическое планирование по учебным предметам для вечерних классов
- Примерное календарно-тематическое планирование для вечерних классов по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси». Х класс
- Примерное календарно-тематическое планирование для вечерних классов по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси». ХІ класс
- Примерное календарно-тематическое планирование для вечерних классов по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси». ХІІ класс
- Примерное календарно-тематическое планирование по английскому языку для вечерних классов. X класс (70 часов)
- Примерное календарно-тематическое планирование по английскому языку для вечерних классов. XI класс. (70 часов)
- Примерное календарно-тематическое планирование по английскому языку для вечерних классов. XII класс. (70 часов)
- Примерное календарно-тематическое планирование по французскому языку для X–XII классов вечерних школ (вечерних классов). X класс. (70 часов)
- Примерное календарно-тематическое планирование по французскому языку для X–XII классов вечерних школ (вечерних классов). XI класс. (70 часов)
- Примерное календарно-тематическое планирование по французскому языку для X–XII классов вечерних школ (вечерних классов). XІІ класс. (70 часов)
- Details
- Category: СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2021/2022
Нормативные правовые документы
- Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 ліпеня 2011 г. № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымі катэгорыямі асоб з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25 ліпеня 2011 г. № 132 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе-інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 19 ліпеня 2011 г. № 94 «Аб зацвярджэнні Палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-інтэрнаце) і прызнанні страціўшымі сілу некаторых пастаноў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 130 «Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011 г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 277 «Об утверждении положений о педагогическом совете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и родительском комитете специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»
- Приказ Министра образования от 22.03.2021 № 188 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования»
Инструктивно-методические письма
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі ў 2021/2022 навучальным годзе адукацыйнага працэсу ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі для асоб з інтэлектуальнай недастатковасцю»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О работе в 2021/2022 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации работы библиотек учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
- ІНСТРУКТЫЎНА-МЕТАДЫЧНАЕ ПІСЬМО МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб арганізацыі работы бібліятэк устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму агульная сярэдняй адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі, адукацыйную праграму спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі для асоб з інтэллектуальнай недастатковасцю»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2021/2022 учебном году»
Учебные планы специального образования
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 9 чэрвеня 2021 г. № 127 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25 чэрвеня 2020 г. № 155»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25 чэрвеня 2020 г. № 155 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 ліпеня 2020 г. № 197 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»
- Перечень новой учебно-методической литературы для учреждений специального образования, изданной к 2021/2022 учебному году
- Пералік вучэбных дапаможнікаў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі, у 2021/2022 навучальным годзе
- Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для I–V класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2016 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для VI–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2016 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для III–V класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Літаратурнае чытанне» для VI–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова. Літаратурнае чытанне» для XI–XII класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай мовай навучання. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для V класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с белорусским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Элементы эканамічных ведаў» для XI–XII класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) для дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для III–VI класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) для дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2021 г.
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для III–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения. 2016 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» для V класа першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з рускай мовай навучання. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова. Літаратурнае чытанне» для VI–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з рускай мовай навучання. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Элементы экономических знаний» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для III–VI классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Математика» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для VI класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «География» для VII–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Биология» для VII–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2015 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2015 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социальное ориентирование» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2014 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для VI–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Музыка» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения. 2015 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі» для VIII–X класаў першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) з беларускай і рускай мовамі навучання. 2014 г.
Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для I–X классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2019 г.
- Программа коррекционных занятий «Современные средства коммуникации» для XI–XII классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2019 г.
Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским (белорусским) языками обучения
- Программа коррекционных занятий «Формирование игровой деятельности» для I класса учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Праграма карэкцыйных заняткаў «Фарміраванне гульнёвай дзейнасці» для I класа вучэбнага плана першага аддзялення дапаможнай школы (дапаможнай школы-інтэрната) для дзяцей з інтэлектуальнай недастатковасцю з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
Учебные программы по учебным предметам для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)
- Учебная программа по учебному предмету «Элементы арифметики» для I–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для І–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2019 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для I–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» для I–IV классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для V–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для V–IX классов второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). 2018 г.
Программы коррекционных занятий для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)
Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха
- Учебная программа по учебному предмету «Развитие речи» для I–III классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2018 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» для I–V классов специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2014 г.
- Сборник учебных программ для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2008 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русская литература (литературное чтение)» для II–V классов второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Жестовый язык» для VI–XII классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для VI–Х класаў другога аддзялення спецыяльных агульнаадукацыйных школ (спецыяльных агульнаадукацыйных школ-інтэрнатаў) для дзяцей з парушэннем слыху. 2019 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для XI–ХІІ класаў другога аддзялення спецыяльных агульнаадукацыйных школ (спецыяльных агульнаадукацыйных школ-інтэрнатаў) для дзяцей з парушэннем слыху. 2019 г.
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха
Первое отделение
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для I–IV классов специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для V–XI классов первого отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
Второе отделение
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Ритмика и танец» для I–V классов учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие жестовой речи» для I–V классов учебного плана второго отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» для VI–XII классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для VI–XII классов второго отделения специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушением слуха. 2019 г.
Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушениями зрения
- Программа коррекционных занятий «Ритмика и танец» для I–IV классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» для I–IV классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–IV классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Пространственное ориентирование и мобильность» для I–XII классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Программа коррекционных занятий «Социальное ориентирование» для I–XII классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)
- Учебная программа по учебному предмету «Развитие речи» для I–III классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для I–V классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–IV классов специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи, специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интернатов) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания. 2020 г.
- Сборник учебных программ для I–V классов специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. 2008 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Развіццё маўлення» для I–III класаў спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Чалавек і свет» для I–IV класаў спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення, спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з парушэннямі псіхічнага развіцця (цяжкасцямі ў навучанні) з беларускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
- Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Беларуская мова і літаратура» для V–XII класаў спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з цяжкімі парушэннямі маўлення з рускай мовай навучання і выхавання. 2020 г.
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)
- Программа коррекционных занятий «Социально-бытовая ориентировка» для I–V классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) с русским языком обучения и воспитания. 2021 г.
- Праграма карэкцыйных заняткаў «Сацыяльна-бытавая арыенціроўка» для I–V класаў вучэбнага плана спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школы-інтэрната) для дзяцей з парушэннямі псіхічнага развіцця (цяжкасцямі ў навучанні) з беларускай мовай навучання і выхавання. 2021 г.
Учебные программы факультативных занятий специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха (второе отделение) и учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Учебная программа по учебному предмету «Коммуникация» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Сенсомоторное обучение» для I–IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Практическая математика» для ІI–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Основы жизнедеятельности» для I–IV классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Музыкально-ритмические занятия» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для І–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для V–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Трудовое обучение» для V–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2016 г.
- Учебная программа по учебному предмету «Социальная адаптация» для V–IX классов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2017 г.
- Учебные программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 2014 г.
Учебные программы для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью
- Учебная программа по образовательной области «Элементарные математические представления» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2017 г.
- Учебная программа по образовательной области «Развитие речи» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. 2017 г.
- Учебная программа по образовательной области «Искусство» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью
- Программа коррекционных занятий «Пространственно-временная ориентировка» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Социально-эмоциональное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I–V годы обучения. 2016 г.
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха
- Программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. I–VI годы обучения. 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. I–VI годы обучения. 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие слухового восприятия» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха (для детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом). 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие речи» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением речи
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)
- Программа коррекционных занятий «Обучение игре» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). III–VI годы обучения. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). III–VI годы обучения. 2017 г.
Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)
- Программа коррекционных занятий «Развитие двигательной мобильности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. III–VI годы обучения. 2017 г.
- Программа коррекционных занятий «Сенсорное развитие» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. III–VI годы обучения. 2016 г.
- Программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. III–VI годы обучения. 2017 г.
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения
- Программы индивидуального обучения «Коррекционная помощь детям с ранним детстким аутизмом». 1998 г.
- Программы для специальных учреждений образования для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с аутистическими нарушениями, для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями функций
В помощь педагогам
- Комментарии по введению новых учебных программ и учебных пособий. Порядок использования в 2020/2021 учебном году
- Особенности оформления заключений центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
- Особенности проведения логопедического массажа в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности организации и содержания коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с аутистическими нарушениями
- Примерные технологические карты занятий воспитателя с детьми с нарушениями зрения дошкольного возраста
- Официальные интернет-ресурсы
- Архив
Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра
- БАНК ДАННЫХ О РЕЗУЛЬТАТАХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
- ИНСТИТУТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА