Тема НИР

Организация-исполнитель, научный руководитель

Сроки исполнения

Результаты

Внедрение

Выполнение НИР, направленных на обеспечение деятельности Министерства образования Республики Беларусь

 

Научно-методическое обеспечение коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями

 

 

№ ГР 20090882

 

 

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь

Ковалец И. В.,
к.п.н., доцент

2009–2010

2009 год

Научно-теоретическое обоснование содержания коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР.

Методические рекомендации по психологическому изучению детей с аутистическими нарушениями.

Методические рекомендации по организации образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР.

Методические рекомендации по формированию поведения детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР.

2010 год

Теоретическое обоснование содержания методического обеспечения коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями.

Макетный образец программы коррекционно-педагогической помощи детям с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР (1–4 классы).

Коммуникативный альбом по организации взаимодействия детей с аутистическими нарушениями с окружающими.

Методические рекомендации для педагогов по эмоциональному развитию детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в условиях ЦКРОиР.

Методические рекомендации для педагогов по организации работы с родителями детей с аутистическими нарушениями, обучающихся в ЦКРОиР.

Методические рекомендации по содержанию работы педагогов-психологов с детьми с аутистическими нарушениями в условиях ЦКРОиР (техники и приемы).

Макетный образец пособия для педагогов «Коррекционно-педагогическая помощь учащимся с аутистическими нарушениями в условиях ЦКРОиР».

 

Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями: пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – Минск : Народная асвета, 2014. – 174 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – 2-е изд. – Минск : Народная асвета, 2017. – 176 с.

Ковалец, И. В. Программа для детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с аутистическими нарушениями // Программы для специальных учреждений образования / И. В. Ковалец. – Минск: НИО, 2010. – С. 3–27.

Ковалец, И. В. Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с аутистическими нарушениями / И. В. Ковалец // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 1(6). – С. 88–91.

Ковалец, И.В. Оценка качества методик коррекционной работы с детьми дошкольного возраста / И. В Ковалец, Т. Л. Лещинская // Педагогическая наука и образование. – 2015. –№ 4. – С. 84–93.

Ковалец, И. В. Алогоритм организации выездного отдыха детей с аутизмом: шесть адаптирующих шагов / И. В Ковалец // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 2. – С. 46–49.

Разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса с детьми, имеющими аутистические нарушения

 

№ ГР 20140731

 

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь

Ковалец И. В.,
к.п.н., доцент

2014

Научно-теоретическое обоснование модели и модель учреждения специального образования для детей с аутистическими нарушениями.

Проект положения об учреждении специального образования для детей с аутистическими нарушениями.

Проект квалификационной характеристики и функциональных обязанностей ассистента, сопровождающего ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе

 

Лещинская, Т. Л. Дети с аутистическими нарушениями / Т. Л. Лещинская  // Белорусская педагогическая энциклопедия (в двух томах). – Том 1: А – М. –  Минск: «Адукацыя i выхаванне», 2015. – С. 334–335.

 

Ковалец, И. В. Модель учреждения специального образования для лиц с аутистическими нарушениями / И. В Ковалец // Педагогическая наука и образование. – 2014. – № 3(8). – С. 72–77.

 

Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в 2016/2017 учебном году. Некоторые аспекты деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования. Работа с детьми с аутистическими нарушениями. – № 16. – С. 45–51.

 

Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Организация образовательного процесса с детьми с аутистическими нарушениями. – № 15. – С. 39–44; 49–56.  

Научно-методическое обоснование и разработка модели ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с аутистическими нарушениями

 

№ ГР 20151440

 

Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

 

Хитрюк В. В.,
д.п.н., доцент

2015

Анализ теоретических исследований и опыта зарубежных стран по ресурсному обеспечению инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Содержание, структура и принципы разработки ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Модель ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Макетные образцы научно-методических материалов ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Разработаны и утверждены программы курсов повышения квалификации:

1. «Специфика коррекционно-образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра» для педагогов-психологов учреждений образования (разработчики В. В. Хитрюк, доктор педагогических наук, доцент; Е. А. Лемех, кандидат психологических наук, доцент.)

2. «Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего индивидуальное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» для воспитателей индивидуального сопровождения (разработчик О. Ю. Светлакова)

3. «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» для учителей-дефектологов учреждений общего среднего образования (разработчик О. Ю. Светлакова).

4.  «Коррекционно-развивающая работа учителя дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования (разработчик Е. М. Ишмуратова, кандидат педагогических наук). 

В ИПКиП БГПУ реализованы курсы повышения квалификации (15.11.2021 по 19.11.2021) «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутистическими нарушениями». 

Перечисленные выше учебные программы будут использованы при повышении квалификации педагогических работников в ИПКиП БГПУ по следующим курсам: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутистическими нарушениями»; «Теория и практика организации коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития»; «Специфика коррекционно-образовательного процесса с детьми с расстройством аутистического спектра»; «Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего индивидуальное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»; «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»; «Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра».

Разработать содержание коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

 

№ ГР 20190521

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Брыкова А. С.,
к.психол.н., доцент

2019

Научно-теоретические основы содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Макетный образец содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

2. Макетный образец содержания коррекционных занятий по формированию навыков коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Методические рекомендации по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В 2020–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта

«Апробация содержания коррекционных занятий по формированию навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» 

Научный руководитель:

Брыкова А. С., к.психол.н., доцент

Подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии» под ред. С. Н. Феклистовой.

Планируемый срок издания – 2022 год.

 

В 2021–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности»

Научные руководители: Феклистова С. Н.,
д.п.н., доцент,

Былино М. В.,
к.п.н., доцент

 

Брыкова, А. С. Подходы к определению содержания коррекционных занятий с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста / А. С. Брыкова, В. Э. Гаманович, О. В. Даливеля // Спецыяльная адукацыя. – 2019. – № 5. – С. 16–20.

 

Гаманович, В. Э. Содержательно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы по формированию навыков социального поведения у детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста / В. Э. Гаманович, А.С. Брыкова, О. В. Даливеля // Адукацыя i выхаванне. – 2020. – № 1. – С. 17–27.

 

Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра: монография / В. В. Хитрюк [и др.]; под науч. ред. В.В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с.

 

Брыкова, А. С. Как помочь ребенку с аутизмом. Формирование социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у детей с аутистическими нарушениями / С. К. Жук, В. П. Гяч, А. С. Брыкова // Образование Минщины. – 2021. – № 6 (95). – С. 46–48.

 

Брыкова, А. С. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. С. Брыкова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч.-методич. ст./ Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 35–37.

 

Подготовлен макет учебно-методического пособия «Формирование навыков социального поведения, коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с аутистическими нарушениями» (находится на рецензировании).

Разработать разноуровневое содержание образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности на основе междисциплинарного подхода

 

№ ГР 20191004

 

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

 

Лисовская Т. В.,
д.п.н., профессор

Феклистова С. Н.,
д.п.н., доцент

2019–2020

Методические рекомендации к разработке и реализации индивидуальных программ ранней комплексной помощи детям с фактором риска (расстройствами аутистического спектра) в развитии в условиях учреждения образования и в семье.

Разноуровневое содержание учебной программы для воспитанников дошкольного возраста, в том числе детей с ОПФР (в том числе с РАС), учитывающее их образовательные возможности и потребности, по  образовательным областям: «Физическая культура»; «Музыкальное искусство»; «Изобразительное искусство»; «Элементарные математические представления»; «Художественная литература»; «Ребенок и общество»; «Ребенок и природа»; «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Развитие речи и культура речевого общения»; «Подготовка к обучению грамоте».

Подготовлено к изданию учебно-методическое пособие «Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития и факторами риска в развитии» под ред. С. Н. Феклистовой.

Планируемый срок издания – 2022 год.

 

В 2021–2022 годах осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация разноуровневого содержания образования воспитанников с особенностями психофизического развития с учетом принципа инклюзивности»

Научные руководители: Феклистова С. Н., д.п.н., доцент, Былино М. В., к.п.н., доцент

«Разработать психолого-педагогический инструментарий для обеспечения деятельности психолого-медико-педагогических комиссий центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

 

№ ГР 20201104

 

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Баль Н. Н.,
к.п.н., доцент

2020

Современные подходы к организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в условиях современной образовательной практики Республики Беларусь.

Структурно-содержательная модель деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в современных условиях и концептуальные основания дифференциации инструментария для обследования детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по выбору и использованию психолого-педагогического инструментария для обследования детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом их разных ограничений (сенсорных, двигательных, речевых, когнитивных, эмоциональных, сочетанных) и возможностей.

Диагностический инструментарий, обеспечивающий решение задач каждого этапа обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (оценки запроса, жалобы законными представителями ребенка и сбора анамнеза; изучения особенностей развития ребенка и условий этого развития в семье и учреждении дошкольного образования; изучения ребенка в специально организованных условиях; «диагностической супервизии» процесса сопровождения ребенка).

В 2021 году осуществляется реализация экспериментального проекта «Апробация психолого-педагогического инструментария обследования детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития в психолого-медико-педагогической комиссии»

 

Научный руководитель:

Баль Н. Н., к.п.н. доцент

 

Баль, Н. Н. Изменение концептуальных оснований деятельности психолого-медико-педагогической комиссии как основа реорганизации ее деятельности в современных условиях / Н. Н. Баль, Е. А. Лемех, С. Н. Феклистова, И. В. Филипович // Особенные дети: образование и социализация: VІ Междунар. конгресс по специальной педагогике и психологии. – Запорожье: Изд-во Хортицкой нац. академии, 2020. – С. 37–39.

 

Баль, Н. Н. Модели деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в современных условиях / Н. Н. Баль, И. В. Филипович // // Спецыяльная адукацыя. – 2020. – № 6. – С. 24–30.

ОНТП «Качество образования»

Задание 07. Разработать содержание и научно-методическое обеспечение коррекционной работы на уровне дошкольного образования лиц с особенностями психофизического развития

 

№ ГР 20150849

Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

 

Ковалец И. В.,
к.п.н., доцент

2015–2017

2016 год

Теоретические обоснования составов коррекционных занятий с воспитанниками в возрасте от 1 года до 7 (8) лет:

с аутистическими нарушениями;

с аутистическими нарушениями в сочетании с нарушениями речи;

с аутистическими нарушениями в сочетании с интеллектуальной недостаточностью.

На пути к инклюзии: сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе: пособие для педагогов / И. В. Ковалец [и др.]; под ред. И. В. Ковалец, Т. Л. Лещинской. – Минск: Издательский центр БГУ, 2017. – 187 с.

Проекты, разрабатываемые на конкурсной основе (Грант Министерства образования Республики Беларусь)

Грант БРФФИ–РФФИ «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Договор № ГР18Р-071

 

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Хитрюк В. В.,
д.п.н., доцент

 

Психосоциальная модель и описаны механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Издана монография: Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра : монография / В. В. Хитрюк [и др.] ; под науч. ред. В. В. Хитрюк, А. А. Нестеровой. – Минск : БГПУ, 2020. – 208 с.

Проведен цикл вебинаров (всего – 6, в период с 11.11.2020  по 27.11.2020) совместно с БелМАПО и ЮНИСЕФ, выступление «Стратегии работы по преодолению стигматизации детей с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования».

Разработать научно-методическое обеспечение формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции.

 

№ ГР 20200612

Ответственный исполнитель – Обуховская Е. А.

 

Руководитель – Крюковская Н. В., к.п.н., доцент

2020

Модель формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции.

Карта наблюдения за сформированностью социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями.

Методические рекомендации по реализации модели сенсорной интеграции по формированию социально-коммуникативных навыков у воспитанников 6–8 лет с аутистическими нарушениями на основе использования дидактического альбома в условиях ЦКРОиР.

Дидактический альбом для формирования социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями.

Крюковская, Н. В. Формирование социально-коммуникативных навыков у воспитанников с аутистическими нарушениями на основе сенсорной интеграции в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие / Н. В. Крюковская, Е. А. Обуховская. – Гродно: ГрГУ, 2021. – 79 с.

 

Инструктивно-методические письма

Типовые учебные планы общего среднего образования

Календарно-тематическое планирование по учебным предметам для вечерних классов

Русский язык
Обществоведение
Всемирная история. История Беларуси
Иностранный язык
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
Испанский язык

Нормативные правовые документы

Инструктивно-методические письма

Образовательный стандарт

Учебные планы специального образования

Перечни учебных изданий для учреждений специального образования
Вспомогательная школа
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским языком обучения

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения

Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения

Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения

Программы коррекционных занятий для первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским (белорусским) языками обучения

Учебные программы по учебным предметам для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)

Программы коррекционных занятий для второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната)

Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха

Первое отделение

Второе отделение

Специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения
Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) для детей с нарушениями зрения

Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
Учебные программы по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)

Программы коррекционных занятий для специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов)

Учебные программы факультативных занятий специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха (второе отделение) и учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Специальные дошкольные учреждения
Учебные программы для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением речи

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)

Программы коррекционных занятий для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения

Программы для специальных дошкольных учреждений

В помощь педагогам

 Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра