- Details
- Category: ЮНІСЕФ дзеля кожнага дзіцяці: сумесныя праекты ў адукацыі
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ХХI ВЕКА У ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА КАЖДОГО РЕБЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
- Details
- Category: Спрашивали – отвечаем
Вопрос. Прошу разъяснить: имеет ли право родитель присутствовать на уроках в школе с целью ознакомления образовательного и воспитательного процесса? Какие документы разрешают либо запрещают посещение?
Ответ. Порядок ознакомления с организацией образовательного процесса законными представителями учащихся разрабатывается и фиксируется в локальных документах учреждений образования.
Вопрос. Можно ли внеклассное чтение учащихся I класса рассматривать в качестве обязательного домашнего задания?
Ответ. Раздел «Внеклассное чтение» является составной частью учебной программы «Обучение грамоте» для I класса учреждений общего среднего образования. Уроки внеклассного чтения в I классе проводятся один раз в 2 недели, занимая вторую часть урока чтения. Если прослушанные в классе произведения вызвали интерес, учитель рекомендует родителям книги соответствующей тематики для самостоятельного чтения учащихся, умеющих читать, или совместного семейного чтения взрослого и ребёнка, который сам ещё не умеет читать или читает слова только с изученными буквами.
Организация внеклассного чтения учащихся не рассматривается как обязательное ежедневное домашнее задание и носит рекомендательный характер с целью оказания помощи в выборе книг определённой тематики для совместного семейного чтения родителей и детей.
Вопрос. Какие домашние задания предусмотрены по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»?
Ответ. Содержание домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должно соответствовать требованиям учебных программ. Домашние задания по своей направленности могут быть трёх видов:
- задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;
- задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;
- задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.
В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).
Вопрос. Как определяется оптимальный объём домашних заданий в начальных классах?
Ответ. Объём домашней работы не должен превышать 30 % объёма работы, выполненной в классе. Рекомендуется при выборе домашнего задания ориентироваться на содержание учебников и учебных пособий, в которых упражнения и задания для выполнения дома обозначены условным знаком «домик» или выделены цветом. Информация о рекомендуемых домашних заданиях содержится в примерном календарно-тематическом планировании по учебным предметам в графе «Домашнее задание».
Если педагог принимает решение о замене домашнего задания, которое определено учебником / учебным пособием или примерным календарно-тематическим планированием, он ориентируется на следующий примерный объём домашних заданий для учащихся II–IV классов.
Математика
II класс – задача и 2–6 выражений в одно действие.
III класс – задача и 2–6 выражений в одно или несколько действий.
IV класс – задача и 4–6 выражений в одно или несколько действий.
Количество математических выражений зависит от уровня их сложности и количества входящих в их состав действий и операций.
Русский / белорусский язык
II класс – 15–20 слов.
III класс – 25–30 слов.
IV класс – 35–40 слов.
Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного задания.
Литературное чтение
II класс – 1–1,5 страницы.
III класс – 2–2,5 страницы.
IV класс – 3–3,5 страницы.
Количество страниц учебника / учебного пособия рассчитано для ежедневного чтения. Для пересказа выбирается текст или его фрагмент меньшего объёма.
Человек и мир
II класс – 1–1,5 страницы.
III класс – 2–2,5 страницы.
IV класс – 2,5–3 страницы.
Дома ученикам предлагается прочитать статью учебника и ответить на вопросы к ней. Не следует требовать от учащихся умения пересказывать статью учебника по изучаемой теме. Не обязательно предлагать всем учащимся читать весь материал, представленный в учебнике по теме.
Обращаем внимание, что объём домашних заданий по всем учебным предметам необходимо регламентировать и согласовывать с учётом общей нагрузки. Если учитель по одному учебному предмету предложил учащимся задание, которое может потребовать для его выполнения больше времени, чем обычно (например, выучить наизусть стихотворение), объём домашних заданий по другим учебным предметам следует уменьшить.
Вопрос. Может ли учитель увеличить объём домашних заданий для учащихся, которые пропустили учебные занятия по уважительной причине?
Ответ. Нет, примерный объём домашних заданий определён для их ежедневного выполнения учащимися. Если учащийся по уважительной причине пропустил учебные занятия в школе, объём домашних заданий для него не увеличивается.
Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни.
При необходимости ликвидировать пробелы в знаниях учащихся педагог проводит с ними поддерживающие занятия только тогда, как ученики окрепнут после болезни и войдут в обычный режим учебной нагрузки.
Вопрос. Нужно ли на уроке осуществлять подготовку младших школьников к выполнению домашних заданий?
Ответ. Подготовка учащихся к выполнению домашней работы является обязательной. Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем. В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определённых видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками).
Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Домашнее задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после выполнения упражнений, вырабатывающих этот навык.
- Details
- Category: Спрашивали – отвечаем
Вопрос. Мой ребенок учится во 2 классе. Учитель сообщила, что в этом году обязателен для посещения кружок «Самоделкин». Должен ли мой ребенок в обязательном порядке посещать кружки и факультативы во 2 классе, и чем это регламентируется?
Ответ. В учреждениях общего среднего образования факультативные занятия, дополнительно проводимые к учебным занятиям, и объединения по интересам (кружки) (в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи) организуются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 81, 148, 150).
Основанием для зачисления обучающихся на факультативные занятия и в объединения по интересам (кружки) является письменное заявление родителей (или лиц, их заменяющих) в качестве подтверждения выбора ребенка. Посещение учащимися факультативных занятий и кружков в учреждении образования не является обязательным.
- Details
- Category: Спрашивали – отвечаем
Вопрос. Мой ребенок учится во 2 классе. Учитель сообщила, что в этом году обязателен для посещения кружок «Самоделкин». Должен ли мой ребенок в обязательном порядке посещать кружки и факультативы во 2 классе, и чем это регламентируется?
Ответ. В учреждениях общего среднего образования факультативные занятия, дополнительно проводимые к учебным занятиям, и объединения по интересам (кружки) (в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи) организуются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статьи 81, 148, 150).
Основанием для зачисления обучающихся на факультативные занятия и в объединения по интересам (кружки) является письменное заявление родителей (или лиц, их заменяющих) в качестве подтверждения выбора ребенка. Посещение учащимися факультативных занятий и кружков в учреждении образования не является обязательным.
- Details
- Category: Спрашивали – отвечаем
Вопрос. Кем принимается решение о проведении промежуточной аттестации по учебному предмету за полугодие?
Ответ. Такое решение принимает педагогический совет учреждения общего среднего образования. Проведение промежуточной аттестации за полугодие допускается по учебным предметам, на изучение которых в учебном плане учреждения образования количество учебных часов в неделю составляет не более одного часа. Проведение промежуточной аттестации за четверть и полугодие допускается по учебным предметам, на изучение которых в учебном плане учреждения образования количество учебных часов в неделю в одном из полугодий составляет не менее двух часов, а в другом полугодии – не более одного часа.
Вопрос. По русскому и белорусскому языкам за диктант с грамматическим заданием мы ставим теперь две отметки, как раньше?
Ответ. В нормах оценки учебной деятельности учащихся по русскому и белорусскому языкам (2010 г.) (II и III ступень общего среднего образования) предусматривался такой вид работы, как диктант с дополнительными заданиями (не грамматическими, поскольку это могли быть задания, имеющие творческий характер). За диктант с дополнительными заданиями выставлялись две отметки - за каждый вид работы.
В новых нормах оценки (II и III ступень общего среднего образования) такой вид работы рассматривается как комплексная работа, которая представляет собой сочетание разных типов заданий: текстовой части и дополнительных заданий к тексту. Каждая часть оценивается по критериям оценки соответствующего вида работы.
Если текстовая часть представляет собой диктант (в том числе текст с пропусками на месте орфограмм и пунктограмм), она оценивается по критериям оценки текстовых диктантов. Если текстовая часть предполагает изложение (подробное, сжатое, выборочное), она оценивается по критериям оценки творческой работы. Если дополнительные задания к тексту представлены в тестовой форме, они оцениваются по критериям оценки тестовых работ. Если дополнительные задания носят творческий характер, они оцениваются по критериям оценки творческой работы.
За комплексную работу выставляется одна отметка - среднее арифметическое отметок за каждую часть (с учетом правил математического округления).
Вопрос. Как осуществляется тематический контроль по учебному предмету «Литературное чтение»?
Ответ. Тематический контроль по учебному предмету «Литературное чтение» осуществляется в устной и письменной формах. Форма тематического контроля определяется учителем.
Устная форма контроля предполагает ответы учащихся на вопросы учителя и выполнение практических заданий с текстом. Для оценки сформированности читательских умений используются нормы оценки навыка чтения вслух и устного ответа по содержанию прочитанного произведения (согласно таблице 1 п. 15 Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам).
Письменная форма контроля осуществляется при выполнении учащимися комплексной работы, которая состоит из текста и заданий. Для оценки комплексной работы используется таблица 4 п. 15 Методических указаний по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.
При проведении тематического контроля используются следующие способы записей в классный журнал:
Контрольная работа по теме «...».
Самостоятельная работа по теме «...».
Анкетирование
АНКЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ВОПРОСАМ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ», «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», «МУЗЫКА», «ЧАЛАВЕК І СВЕТ. МАЯ РАДЗІМА – БЕЛАРУСЬ»
АНКЕТА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ