В 1969 году на базе СШ № 18 г. Минска была создана специальная общеобразовательная школа № 18 – единственная в столице для детей с тяжелыми нарушениями речи. Об особенностях учебного процесса узнала корреспондент информационного агентства «Минск-Новости».
Занятие как игра
– «Ме-ду-за», – читает Ян слово с карточки и выводит его мелом на доске.
– Посмотри внимательно, как написал, – просит учитель. – Молодец, сам исправил ошибку, еще поправь хвост в букве «з». Вот умничка, а теперь будем отрабатывать «ш» и «с».
Ян делает «грибок», «лопаточку», «маляра». После каждого упражнения неизменные «умница» и «молодец» от учителя. Хвалят детей в школе постоянно, даже за незначительные достижения, и такие эпитеты в адрес учеников я буду слышать еще не единожды.
Для первоклассника Яна коррекционное занятие – как развлечение. Но специалисты понимают: без кропотливого ежедневного труда, когда даже игры направлены на обучение, помочь ребенку с тяжелыми речевыми нарушениями невозможно.
Вот и на групповом коррекционном занятии педагог начальных классов, учитель-дефектолог Вера Матвейчик вроде просто играет с ребятами: вместе строят домики. Это лестница, окно, крыша. Ученики стараются, ведь нужно сделать красиво. А еще четко произнести каждую букву в словах.
Учатся по-особенному
– В нашей школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, это прежде всего алалия, дизартрия и ринолалия, – рассказывает директор учебного заведения Оксана Махнач. – Учатся и ребята с задержкой психического развития, таких классов два, а также с аутизмом, у которых наблюдается расстройство речи. Понятно, что контингент учеников особенный. И наша основная задача помимо коррекции речевых нарушений – помочь им найти свою нишу, научить жить в социуме, не замыкаясь на недуге.
Образовательный процесс здесь имеет свои отличия. Например, обучение на первой ступени осуществляется по специальной программе, а учебный план первого класса растянут на два года. Поэтому в старшую школу ребята переходят только в шестом классе (в обычном учреждении образования – в пятом). На весь период обучения в младшей школе для ребят предусмотрена продленка. Причем для каждого класса своя группа. Дети из параллели не смешиваются, несмотря на то что ученические коллективы малочисленные – по 12 человек. Воспитатель продолжает работу, начатую учителем в первой половине дня.
На второй ступени образования ребята обучаются по той же программе и пособиям, что и дети любого другого учебного заведения страны. И нормы оценивания те же. Однако некоторые предметы не включены в учебный план. Например, иностранный язык. Желающие могут его изучать на факультативах или платных занятиях. Также здесь белорусский язык и литература – это один предмет, а не два, как везде.
– На уроках педагог не только дает знания по своему предмету, но и трудится над коррекцией речи учеников, – говорит директор. – Этот же принцип реализуется и после уроков. Куда бы ни пошел наставник с детьми, в музей или театр, в библиотеку или на прогулку, его задача – целенаправленно и методично продолжать начатую работу.
Педагогами гордимся!
«Благодарна своим учителям, они самые лучшие», – не один раз скажет про коллег Оксана Махнач. В учебном заведении немало педагогов, которые 25, 30 и даже 40 лет посвятили родной школе. «Наши аксакалы», – с любовью говорит о них директор. Их навыки позволяют раскрыть в ребенке все, на что тот способен. Опытный наставник закрепляется и за каждым молодым специалистом, который приходит в школу. Не без гордости рассказывает Оксана Анатольевна и о том, что 76 % учителей и воспитателей имеют первую и высшую квалификационную категорию, а 86 % – получили второй вузовский диплом.
– У всех преподавателей начальных классов есть специальное образование, которое дает им возможность проводить, в том числе, коррекционные занятия, – уточняет директор. – И мы очень заинтересованы, чтобы педагоги, работающие на второй ступени, также имели дополнительную специальность «учитель-дефектолог» или «логопед». Это помогает лучше понимать особенности ребенка, адаптировать школьный материал под ученика, чтобы тому было легче освоить программу.
О необходимости получения дополнительных знаний сама Оксана Анатольевна задумалась после первого урока, который провела в школе.
– Прекрасно помню тот день. Я молодой учитель, 21 год, и мои 18-летние ученики. Рассказывала о сердечно-сосудистой системе человека. В классе была такая тишина, что я слышала, как муха пролетала. Правда, когда на следующем занятии попыталась спросить пройденный материал, в ответ тоже только муху и услышала, – смеется Оксана Махнач. – Один урок, второй, третий… и снова дети молчат. По первому образованию я преподаватель биологии и химии. Поняла, что этого мало. Тогда окончила Академию последипломного образования и получила специальность «учитель-дефектолог, логопед». Чтобы мой ученик освоил базовый материал по химии, нужна тщательная предварительная подготовка: содержание параграфа разбить на смысловые блоки, составить структурные или логические схемы, опорные таблицы, упростить определения… Тогда есть обратная связь. Все педагоги в нашей школе адаптируют под особенных ребят свой предмет. И радуются, что их уникальные методы и приемы работы помогают достучаться до такого ребенка. Это самое большое профессиональное удовлетворение!
Сценический опыт
«Школьный вальс, выпускной, время пришло расставаться…», – льются по школе слова песни. Это ребята репетируют танец к последнему звонку. Педагог начальных классов, учитель-логопед высшей квалификационной категории и руководитель факультатива по хореографии Наталья Макеева рассказывает, что их коллектив два года назад на фестивале художественного творчества «Вясёлкавы карагод» получил диплом первой степени:
– Готовимся завоевать новую награду. Для наших ребят это непросто, но они стараются. К тому же танцы не только развлечение. Благодаря им развиваются моторика, координация движений, пространственная ориентировка, даже речь.
Опыт публичного выступления есть у каждого ученика. Уже 15 лет в школе проводят родительские конференции. Это когда в конце учебного года каждый ребенок показывает, что он умеет… на сцене. Дети учатся преодолевать страх, демонстрируют все, что у них получилось за год.
– Никто не ждет чуда и сиюминутных результатов, – поясняет директор. – Тяжелые нарушения речи – это органические поражения центральной нервной системы. И для нас лучший показатель труда – когда ребенок не боится говорить, общается и комфортно чувствует себя в социуме. Мы гордимся нашими детками и очень радуемся, когда у них это получается.
Справочно: Столичная школа № 18 существует с 1949 года. В 1969-м на ее базе создано ГУО «Специальная общеобразовательная школа № 18 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи». В 2014-м учебное заведение поменяло прописку – из Октябрьского района переехало в Заводской. Сегодня здесь учатся 189 ребят со всего города.
Марина Леошко,
фото Павла Русака;
информационное агентство «Минск-Новости»