Print
Category: Регионы

Татьяна Селецкая работает в минской средней школе № 11 учителем трудового обучения. Стаж небольшой – без малого четыре месяца. Но за это время испытала всю гамму чувств молодого специалиста: от страха первых уроков, когда при виде школьников и руки дрожали, и сердце в пятки уходило, до полного удовольствия от выбранной профессии. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как молодой педагог учит мальчиков работать на станках, вырезать лобзиком и справляться с ручным инструментом.

– Здесь у меня гаечные ключи всевозможных размеров, плоскогубцы, стамески, ножовки по металлу и дереву. А вот и пилы, – собеседница с улыбкой показывает саблезубый инструмент, который ей вполне удалось приручить.

Татьяна Геннадьевна окончила столичный индустриально-педагогический колледж, стала учителем технического труда.

– Помню, на первом курсе был у нас зачет. Преподаватель вызывает меня и просит рассказать про ручной инструмент. Растерялась, не могу вспомнить ни одного названия. Лобзики, пассатижи, рашпили… Все в голове перепуталось. А мальчишки-однокурсники хором засмеялись. Стыдно стало. Тогда взяла себя в руки и все выучила, – рассказывает молодая учительница.

Теперь на своем первом рабочем месте уже она объясняет ученикам теорию. Но это только часть трудов. Самое главное – творчество и полет фантазии. Мастерская заполнена разнообразными рукотворными вещицами. Тут и сувениры, и елочные игрушки, и полезные в быту приспособления: кухонные лопатки, разделочные доски и прочее. Особенно мило выглядят деревянные сердечки. По периметру изделия забиты крошечные гвоздики, на которые намотаны разноцветные нити.

– Знаете, мальчишкам нравится такое делать. У них появляется интерес, ведь можно кому-то подарить. Они для мам очень трогательные надписи выжигают, – замечает девушка. – Считаю, это очень интересная профессия и классный учебный предмет. Когда пришла работать, мальчишки с воодушевлением взялись за инструменты. Наверное, я стала для них своеобразным мотиватором. Показываю, как управляться с лобзиком, а они слушают, открыв рты. Потом шепчутся:

– Ну раз у девушки получилось, то у нас и подавно получится.

Татьяна Геннадьевна говорит, что не у всех ее подопечных сразу все выходит. К каждому она готова подойти и еще раз показать-рассказать. Правда, парнишки порой стесняются признаться в неумении. Тогда дома тренируются, осваивают инструмент и на урок приходят подготовленными. И гордыми собой!

– Да, школьники при знакомстве со мной в сентябре не сразу поверили, что я буду вести у них технический труд. На каждой переменке забегали, лишний раз удостовериться: точно ли я? – смеется молодой специалист.

Татьяна Селецкая окончила школу в Борисове. Все ее одноклассники пошли в учителя. Кто историю преподавать, кто английский.

– А мне нравилось черчение. Посоветовавшись с мамой, решила поступать на трудовика. Когда в колледже дошло дело до практики, мне так понравилось! Правда, первое время было боязно подходить к сверлильным, токарным станкам. Если их разом включали, такой гул стоял! – улыбается учительница. – Работали и с толстым металлом. Неделями заставляли его пилить. Мы шутили, что так в нас воспитывали железную выдержку и терпение в работе с детьми.

Что удивительно: в ее группе было 20 девчат и только 4 парня.

– Немного странно на первый взгляд. Я жила в частном доме, мне приходилось участвовать и в ремонтах, и в починке различных вещей. Так что вести труды у мальчиков под силу и девушкам, – рассуждает Татьяна Геннадьевна.

На занятиях у нее строгая дисциплина.

– Вы не смотрите, что с виду я мягкая. Парни знают: на урок без спецодежды не пущу, а на переменку не выпущу, если не приберут свое рабочее место, – поясняет учитель.

Сейчас на уроках работа особенно кипит. Скоро Новый год, а значит, надо успеть настругать-навырезать много подарков. Вот мальчишки и трудятся в поте лица. Если что-то не успевают, прибегают после занятий.

Т. Селецкая готовит мальчиков и к олимпиаде по трудовому обучению. Главное в этом деле – желание и старание.

– По программе мы проходим устройство различных станков, учимся справляться с ручным инструментом. Этого вполне достаточно, чтобы стать хозяином в доме. Не прибегать к услугам частных мастеров, если понадобилось картину повесить или шкаф починить, – уверена трудовик в юбке.

Поэтому будущие жены учеников наверняка скажут учительнице «спасибо».

Начинается урок у семиклассников. Парни принесли широкие листы фанеры, готовят к работе лобзики, аккуратно устанавливая тонкие пилки. Молодой учитель внимательно следит за процессом. За три месяца ее мальчишки многому научились.

Т. Г. Селецкая получает высшее образование по специальности «сурдопедагог». Поступила на заочное отделение в БГПУ им. М. Танка.

 

Юлия Бурдо,
фото Ирины Малиновской;
информационное агентство «Минск-Новости»