Print
Category: Регионы

Минские учителя – настоящие новаторы. Они постоянно думают о том, как разнообразить привычный формат урока. И для изучения нового материала используют не только мел и доску, но и технологии виртуальной реальности. Об этом – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Сто очков вперед

На уроке физики старшеклассники гимназии № 13 могут проводить опыты с радиацией и даже моделировать работу атомного реактора.

Помогает в этом технология виртуальной реальности. Гимназия не первый год использует в образовательном процессе специальные VR-очки. Они позволяют выстроить трехмерные изображения, например, на биологии. Надев их, ученик способен в деталях рассмотреть клетку или движение молекул в веществах. Но педагоги пошли дальше.

– Наши старшеклассники с учителями однажды сходили в парк виртуальной реальности, где впервые увидели такие очки нового поколения. Они функциональнее прежних версий, работают без привязки к мобильному устройству, а разрабатывать приложения для них можно самостоятельно, – пояснили в администрации.

Освоить их вызвались учителя физики Кирилл Мещеряков и Зинаида Мороз. И вот что интересно. Кирилл Сергеевич – молодой специалист, работает в гимназии второй год. А Зинаида Ивановна – умудренный опытом наставник со стажем 28 лет! И это замечательный тандем.

– Мы дополняем друг друга, – улыбается Кирилл Мещеряков.

– У молодежи учусь широкому использованию IT в современном образовательном процессе. Они необходимы, – замечает Зинаида Мороз.

И с наставником мы абсолютно согласны. Вот пример. В программе изучения физики есть раздел про движение тел под действием силы тяжести. И если раньше, чтобы всецело освоить эту тему, требовалось провести лабораторную работу (запустить шарики в разных направлениях), то сегодня практический момент исчез из программы. А на картинках или в воображении ребята не всегда могут полностью прочувствовать действие той самой силы тяжести на падающий предмет. Какие законы действуют на тело, когда оно запущено вверх, а что происходит с ним при падении с определенной высоты?

Чтобы сделать изучение физики наглядным, педагоги гимназии разработали виртуальную лабораторию. Попасть в нее можно, надев VR-очки. Взаимодействовать с параллельным пространством необходимо с помощью портативного пульта.

Журналист попробовала изучить таким способом важный раздел физики. Действительно, только надеваешь очки, как сразу переносишься в научную лабораторию. Двигаться в ней надо аккуратно, иначе можешь натолкнуться уже не на виртуальный, а на реальный стул или парту. В цифровом помещении все очень реалистично. Помимо лабораторного антуража имеются три большие клавиши. Нажимая на них поочередно, запускаешь эксперименты. Например, падает шарик. Тут же рядом на виртуальной доске – схема его движения, записываются физические формулы. Наглядно, понятно, захватывающе. Я бы еще побродила по лаборатории, да урок завершается.

– Чтобы разработать такое виртуальное пространство, надо быть полноценным программистом. По образованию я учитель физики и астрономии, но дополнительно оканчивал IT-курсы. Мне интересно этим заниматься, чувствую большую отдачу – детям такие подходы нравятся, – говорит Кирилл Мещеряков.

Педагог считает, что возможности виртуальных технологий в образовании безграничны. С ним солидарны и школьники:

– Мы можем проводить эксперименты с радиацией и даже моделировать работу атомного реактора. Вряд ли такое получится сделать на уроке. Кроме того, цифровые опыты – это безопасно. Скажем, вживую работаешь с кипятком, и всегда есть маленькая вероятность, что что-то пойдет не по плану, – заметил десятиклассник.

Игры для разума

«Если совершил ошибку, получаешь вторую жизнь, а не плохую отметку». В гимназии № 192 изучают английский с помощью компьютерных игр.

Учитель английского языка Анна Тукаленко и методист гимназии Анна Мельникова придумали, как сделать изучение иностранного ненавязчивым и современным. Они решили использовать в образовательном процессе компьютерные игры. В первую очередь это нужно для мотивации. Когда проходить захватывающие миссии и зарабатывать очки дети могут не только дома, но и в школе, это невероятно повышает интерес к обучению. И то, что, казалось бы, находится во многих учреждениях образования под запретом – погружение в виртуальный мир с помощью компьютеров и телефонов, – здесь, наоборот, приветствуется.

– Игровые технологии можно использовать как на уроке, так и во время выполнения домашнего задания, – уточняет Анна Тукаленко.

Молодой учитель-новатор сама не фанат компьютерных игр.

– Я наблюдаю за детьми: в жизни подростков все изменилось. Они не видят себя в реальности, а полностью погружены в виртуальное пространство. Ради интереса провела некоторое время за приставкой PlayStation. Оказывается, сегодня многие игры направлены на решение глобальных проблем, скажем, спасти мир от засухи или улучшить экологию. Что получается: проводишь время в виртуальном пространстве, получаешь удовольствие и… учишься. К тому же многие компьютерные квесты не переведены на русский, они всецело построены на англоязычной лексике. И ребята на уроках оперируют словами, выражениями, которые мы еще даже не проходили, – замечает учитель.

Педагоги придумали свой сюжет, за основу взяли знаменитую киносагу «Звездные войны». Теперь ребята на уроке – молодые джедаи, которые учатся в космической академии. Им предстоит выполнить важную миссию – сразиться с Темным Лордом. И на всех уровнях игры они делают задания по грамматике, задействована иностранная лексика.

– Мы даже спорить друг с другом начинаем на английском, – улыбается один из учеников Анны Тукаленко. – Это как-то само собой получается.

– В захватывающей соревновательной атмосфере напрочь забывают, что находятся в школе, – говорит педагог. – Благодаря этому материал усваивают ненавязчиво и очень эффективно.

На практике все выглядит так. Дети с помощью компьютера, планшета или смартфона запускают игру, вводят свой ник, выбирают аватар. Дальше им поступают задания, которые являются частью их миссии. При этом одномоментно их выполняют другие джедаи. Тут же высвечивается доска лидеров – это те ребята, которые быстрее и лучше остальных справляются с виртуальными испытаниями.

Плюсов в таком обучении масса. Школьник мотивирован, уходит так называемая боязнь ответа у доски. Расслаблен. Ну и немаловажно – у детей снижается потребность зависать в смартфонах на переменках или дома.

– Мы не боимся совершить ошибку. Если ответили неправильно, отметку плохую не поставят, ведь нам дается вторая жизнь, – улыбается девятиклассница.

 

Юлия Бурдо,
информационное агентство «Минск-Новости»;
фото Павла Русака и Ирины Малиновской