Пишут ли современные школьники стихи, и что из классики им ближе всего. На эти темы корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с учителем русского языка и литературы минской средней школы № 168, участником конкурса «Учитель года Беларуси» Валентиной Станиславовной Дробышевской.

В конце сентября 2020 года в Минске проходил финал республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года Беларуси». На звание лучшего педагога страны претендовало 56 наставников из всех регионов. В столичной команде было 8 кандидатов. Это предметники, воспитатели, педагоги начальной школы. Конкурсантам предстояло немало испытаний: профессиональное тестирование, мастер-классы, уроки в незнакомом классе.

Мы побывали на занятии у одного из участников. Валентина Станиславовна Дробышевская преподает русский язык и литературу в СШ № 168. Также она заместитель директора по учебной работе. Искусно совмещает труд в классе и административную должность. Учительство любит особенно и считает своей отдушиной.

– Вам следует в течение двух минут найти интересный факт о Николае Гоголе и рассказать о нем, – дает задание десятиклассникам педагог.

Ребята зашелестели страницами в учебнике. Не успели мы и глазом моргнуть, как потянулись руки:

– Гоголь с однокурсниками устраивал сценки в театре университета.

– Когда он писал свои произведения, любил есть что-нибудь сладенькое или катал шарики из хлеба.

– В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года сжег второй том «Мертвых душ».

Урок только начался, а портрет незаурядного писателя уже готов.

– А кто поделится интересными фактами о вашем учителе? – задаем классу вопрос не по программе.

И от ребят узнаем, что Валентина Дробышевская – член Союза писателей Беларуси, автор поэтических сборников. Педагог открыла в школе литературную студию «Образ». Под ее руководством многие ученики стали писать собственные произведения и даже публиковаться. Еще она – прекрасный психолог – тонко чувствует детскую душу. Казалось бы, достаточно. Но десятиклассников было уже не остановить. Они рассказывали про необычные интернациональные уроки, встречи с известными людьми. Кто-то из учеников работал над переводом на белорусский язык стихов Евгения Евтушенко. А кто-то читал свои произведения со сцены Театра-студии киноактера под чутким руководством Ирины Нарбековой. Такими должны быть уроки русского языка и литературы! Вдохновляющими!

– Сейчас в тренде посты в блоге, а ваши ребята стихи пишут…

– Мы так выражаем свои чувства. Поэзия актуальна и сейчас, – замечает десятиклассница Лиза.

Одна из школьниц неожиданно вышла к доске и стала читать наизусть произведение Валентины Дробышевской. Затем другие выступили с собственными сочинениями. Урок пошел не по плану. Педагог таинственно улыбается: вот именно так и должно быть – непредсказуемо и смело.

– Я учитель! Люблю, когда возникают нестандартные ситуации прямо здесь и сейчас. Люблю, когда ребята размышляют, ошибаются, ищут в спорах и дискуссиях ответы. И эта полифония на уроке очень радостна для меня, – говорит В. С. Дробышевская.

Казалось бы, русский язык и литература – классические предметы в учебной программе. Но и здесь наставник может удивить новшествами в преподавании.

– Использую технологии развития критического мышления, коллективной мыслительной деятельности, проектную работу. Через творчество развиваю коммуникативные способности учеников. Да, сейчас тренд в образовании – цифровые технологии. Можно с помощью планшета или мультиборда на уроке тест пройти. Но когда многие ребята побывали на самоизоляции, какие же они счастливые прибежали ко мне в конце учебного года! Говорили, что соскучились. Им все равно нужны преподаватель и сверстники. Можно хорошо провести время с книгой наедине, сформировать только свое мнение о прочитанном. А можно понаблюдать за другими, узнать позицию педагога, поспорить.

– Не болит душа, что великий и могучий язык загрязняют сленгом, он становится примитивным в соцсетях?

– Современный русский очень гибок. Мы говорим с ребятами о национальном языке. А в него входят и жаргон, и диалект, и прочие явления. Но литературный язык – нормированный. Моя задача как филолога постараться, чтобы эти золотые правила ребята знали. Что тревожит? В 10–11-х классах в расписании только час русского языка. Для сравнения: английского – 3 часа. Это чревато безграмотностью не только орфографической, но и духовной.

– Какие произведения в школьной программе трогают современных ребят?

– Как воспримет произведение ученик, зависит от учителя. И моя позиция – не навязывать, а создать условия, чтобы дети взяли самое главное для своей души. Не все, конечно, их цепляет. Зачитываются тургеневской «Асей». В 10-м классе появляются Достоевский и его «Преступление и наказание». Как раз тогда, когда подросток начинает разбираться в себе и способен прочувствовать тонкий психологизм, их это очень привлекает. Но мое мнение: в программе мало уделяется внимания современной русскоязычной литературе Беларуси. В конце учебного года выделяется от силы 1–2 часа.

– Вопрос о сочинениях. Говорят, большинство списывают из Интернета готовые варианты.

– Контрольных сочинений только два в году, а раньше было шесть. Чтобы ученики стали рассуждать, их нужно заинтриговать произведением. Если не заинтересовать Гоголем как личностью (а в 10-м классе подростков привлекает именно ЛИЧНОСТЬ), то и читать его произведения не будут. Конечно, надо развивать воображение и чувство сопереживания, критическое мышление. Все в комплексе дает результат. Сочинение – тот вид творчества, который помогает детям раскрыться. Бывают неожиданные работы, которые удивляют. Одна моя ученица для литературного конкурса писала текст в эпистолярном жанре. В нем рассказывала о себе. Скромный, зажатый ребенок. Пишет стихи, но никто об этом не знал. Ее везде и всюду называли странной девочкой. Вот, например, в ее сочинении несколько сюжетов. Предлагает на улице помочь бабушке поднести тяжелую сумку, а та возмущается: мол, видимо, украсть вещи захотела. Затем девочка показала знакомым из параллели свои стихи, а те стали ее высмеивать. Ученица в эмоциональном порыве бежит на улицу их сжигать, где вновь потрясение: прохожая женщина кричит на нее за то, что решила устроить пожар. Получается, она написала письмо нам, взрослым, о мире, в котором живут дети. И показала: им не всегда удается до нас достучаться. Я взяла ее под свою опеку, мы много занимались, участвовали в конкурсах. Результат – девочка постепенно стала раскрепощаться, увидела, что вокруг много хороших людей. Теперь она читает свои стихи классу и на сцене театра. И это совершенно другой, успешный ребенок.

Справочно: 47 выпускников Валентины Станиславовны Дробышевской вернулись в школу учителями.

 

Юлия Бурдо,
информационное агентство «Минск-Новости»;
фото Павла Русака