В 2022 году в Республике Беларусь был дан старт проекту «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка», инициаторами которого выступили Министерство образования Республики Беларусь и Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В проекте участвуют Национальный институт образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Академия последипломного образования, Республиканский институт профессионального образования. До конца 2022 года осталось совсем немного времени, поэтому важно подвести итоги плодотворной трехмесячной работы в Национальном институте образования и наметить перспективы на 2023 год.
В Национальном институте образования проведен глубокий и всесторонний анализ законодательства Республики Беларусь и других стран в сфере образования детей с особыми образовательными потребностями, изучены отечественные и зарубежные исследования в области инклюзивного образования.
Лучшие специалисты нашей страны в области образования работают над национальной стратегией развития инклюзивного образования и планом ее реализации. Уже определены основные понятия и термины стратегии, выявлены современные тенденции развития инклюзивного образования в мире, проанализировано состояние национальной системы образования в аспекте реализации идей инклюзивного образования, определены целевые ориентиры развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.
Широкое общественное обсуждение проекта национальной стратегии запланировано на круглом столе 17 января 2023 года, куда будут приглашены представители ЮНИСЕФ, Министерства образования Республики Беларусь, педагогические работники, представители общественности.
Результатом совместных усилий специалистов в области коррекционной педагогики и экономики образования стали проекты типовых штатов различных типов учреждений образования, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, разработанные с учетом принципа инклюзии в образовании. Была проведена напряженная работа, связанная с анализом действующих типовых штатов, изучением реальных запросов и потребности учреждений образования и центров коррекционно-развивающего обучения в конкретных специалистах для обеспечения благоприятных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, особенностями психофизического развития и инвалидностью. Следующим шагом станет обсуждение и согласование представленных проектов типовых штатов с заинтересованными министерствами и ведомствами.
В настоящее время группой ученых и специалистов в области коррекционной педагогики решается задача по созданию типового положения о ресурсном центре инклюзивного образования как структурном подразделении учреждения специального образования.
В ближайшее время планируется завершение работы над национальной стратегией развития инклюзивного образования, планом ее реализации, а также обсуждение типового положения о ресурсном центре инклюзивного образования как структурном подразделении учреждения специального образования и решение ряда других важных задач.
Проект «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» осуществляется при поддержке ЮНИСЕФ в Республике Беларусь, в частности, Габриэллы Ивонны Акимовой, Алены Залуцкой и Министерства образования Республики Беларусь в лице исполнительного секретаря Координационного совета проекта, заместителя начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальника управления дошкольного образования Министерства образования Альбины Леонидовны Давидович.
НИО