ГУО «Специальная общеобразовательная школа № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха» – учреждение образования, обучение и воспитание в котором осуществляется на русском и жестовом языках. Одной из важных задач, стоящих перед школой, является создание условий для приобретения ребятами социально-трудовых навыков и успешной интеграции в общество.

По словам директора школы Г. П. Гурбо, детям с нарушением слуха часто проще общаться одними жестами. Вместе с тем, необходимо думать о том, чтобы ребята смогли чувствовать себя комфортно не только среди «своих», но и в обществе. Для этого требуется обучение использованию в речи слов. Для решения данной задачи в школе работают специальные педагоги, которые занимаются постановкой звуков и произношения у неслышащих детей. Количество специальных уроков в начальной школе сопоставимо с количеством часов, отведенных на изучение базовых предметов. У всех ребят имеются слуховые аппараты, что также помогает им адаптироваться. Воспитанники хорошо считывают с губ, определяют эмоции по выражению лица собеседника. Происходит своего рода компенсация слухового дефекта: замещение нарушенной слуховой функции зрительной.

Патронат над выпускниками школа осуществляет в течение двух лет и знает, где каждый из воспитанников продолжает учебу. Названия учебных заведений впечатляют: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Белорусская государственная академия искусств, столичные колледжи электроники и легкой промышленности.

Однако поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения предшествует большая профориентационная работа.

С 1963 года в школе работает детский образцовый театр пантомимы «Спутник». Опыт участия в театре служит не только личностному развитию воспитанников. В 2018 году в Белорусской государственной академии искусств впервые была набрана группа, где успешно занимаются глухие. По словам Е. А. Волобоева, директора Республиканского Дворца культуры имени Н. Ф. Шарко Белорусского общества глухих, это событие имеет чрезвычайную значимость. Во-первых, оно важно для семей, где растут дети с нарушением слуха: родители видят для детей хорошие перспективы. Во-вторых, это сильная мотивация для выпускников специальных школ, в том числе и школы № 13. В-третьих, появление особенной группы внесло новую струю в жизнь самой Академии искусств: для актера жест такой же важный инструмент, как и слово. А тут появились ребята, владеющие языком жестов безукоризненно.

Школа обеспечивает и вторичную занятость. Подростки старше 14 лет имеют возможность работать в бригаде по пошиву одежды. Учащимся присваивают квалификационный разряд, предоставляют возможность самостоятельно зарабатывать деньги. По словам Г. П. Гурбо, это очень воодушевляет и мотивирует учащихся, так как у ребят есть трудовая книжка, впоследствии многие осознанно выбирают профессию швеи, идут учиться в профильный лицей, поскольку хотят быть первоклассными мастерами.

С нынешнего года с учреждениями профессионального образования сотрудничают все общеобразовательные заведения, в том числе специальные. Девочки могут освоить специальность парикмахера-визажиста, мальчики – столяра. Учащиеся, прошедшие обучение, получают возможность работать по профессии.

Социализации слабослышащих детей способствует применение информационных технологий. Для обучения используют компьютеры, интерактивные доски, планшеты, приложения в планшетах и телефонах. Основы ландшафтного дизайна ребята изучают с помощью специальных программ. По словам Л. Г. Дрозд, заместителя директора по воспитательной работе, ученики с огромным увлечением проектировали, создавали видеоролики на эту тему. Впоследствии это пригодилось для участия школы в городских конкурсах. А знакомство с основами ландшафтного дизайна предоставляет ребятам возможности для работы озеленителями.

Решение вопросов социализации детей с нарушением слуха может быть разным. Главное – создавать условия, при которых у каждого человека будет возможность найти свое место в жизни.

 

НИО
по материалам сайта
информационного агентства «Минск-Новости»