Захарова Светлана Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета.

 

 

 

 

 

 

Проблемы подготовки к участию в международных исследованиях по оценке читательской компетенции школьников

Целый ряд государственных документов и программ основной задачей и результатом деятельности системы отечественного образования обозначает формирование личности с системным мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением и активной гражданской позицией. Среди конкретных мероприятий по достижению названной задачи в системе общего среднего образования определено «расширение участия белорусских учащихся в международных исследованиях качества образования PISA, TIMSS, PIRLS и др.» [5, с. 28].

Пархоменко Наталия Евгеньевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе специализированной школы № 194 «Перспектива» Оболонского района города Киева, учитель начальных классов, учитель-методист, аспирант Института педагогики НАПН Украины.

 

 

 

 

 

 

Вербальная оценка как мотиватор личностного развития первоклассников 

Раскрываются аспекты исследования проблемы вербального оценивания первоклассников с точки зрения его значимости для личностного развития учеников. Автор представляет формы сотрудничества учителя с родителями учеников относительно формирования у детей навыков целеполагания на основе результатов вербального оценивания, описывает первую дискуссионную тему для обсуждения с родителями первоклассников: «Оценка – цель обучения или средство развития ребенка».

Лещинская Татьяна Лаврентьевна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

Сфера научных интересов:
разработка содержания и методов коррекции, воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития;
методика обучения русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
проблемы методологии развития, воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.





Лисовская Татьяна Викторовна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

Сфера научных интересов:
разработка содержания и методов коррекции, воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития;
методика обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
разработка электронных средств обучения для специального образования.





Юрок Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук, доцент

Сфера научных интересов:
разработка научно-обоснованного учебно-методического обеспечения образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования;
разработка содержания и методов коррекции, воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития.



 

В статье излагаются научно-теоретические и практические предпосылки образования взрослых (18+) с интеллектуальной недостаточностью. Используются материалы проведенного анкетирования взрослых с инвалидностью в Лидском, Червенском, Грозовском, Минском психоневрологических домах-интернатах и апробации разрабатываемого учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: взрослые (18+) с интеллектуальной недостаточностью, Конвенция о правах инвалидов, консолидация усилий, специальная организация образования, воспитание жизнеспособной личности, сопровождаемое проживание, преодоление закрытости пси­хоневрологических интернатов.

Полный текст статьи размещен здесь.

Маллер Александр Рувимович
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (г. Москва), кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

 

 

 

Лисовская Татьяна Викторовна
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (г. Минск), кандидат педагогических наук, доцент

Сфера научных интересов:
разработка содержания и методов коррекции, воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития;
методика обучения математике учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
разработка электронных средств обучения для специального образования.

 

 

  Воспитание в социуме толерантности к детям-инвалидам с психофизическими нарушениями 

16 ноября 1995 года была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (1995) [1]. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает, что «каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое право за другими», означает признание того, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим» (1995) [1].

Александр Федорович Надтока, заведующий отделом обучения географии и экономике, старший научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, кандидат педагогических наук.
Педагогический стаж в области методики обучения – 27 лет, научный стаж в области методики обучения – 11 лет.

Сфера научных интересов:
формирование содержания образования, методика обучения географии.
Автор более 150 научных публикаций, среди которых 9 учебников и более 50 учебных пособий, имеющих гриф МОН. Ученый публикуется как в отечественных, так и зарубежных изданиях.

[iceaccordion theme="Основные публикации"]
[accordionslide title="Основные публикации "]
Монографія:
Дидактика географії : монографія / В. М. Самойленко, О. М. Топузов, Л. П. Вішнікіна, О. Ф. Надтока, І. О. Діброва. – К. : Педагогічна думка, 2014. – 586 с.
Підручники:
Надтока, О. Ф. Географія : підручник для 9 кл. загальноосвітніх навчальних закладів / О. Ф. Надтока, О. М. Топузов. – К. : «Видавничий дім „Світ знань“», 2009. – 224 с.
Географія : підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2011. – 320 с.
Топузов, О. М. Географія : підручник для 6 класу / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2013. – 320 с.
Посібники:
Методика навчання географії материків і океанів : навчально-методичний посібник для вчителів географії та студентів педагогічних навчальних закладів / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Т. Г. Назаренко (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2011. – 128 с.
Методика навчання географії у 6 класі ЗНЗ : навчально-методичний посібник для вчителів географії та студентів педагогічних навчальних закладів / О. М. Топузов, О. Ф. Надтока, Л. П. Вішнікіна (та ін.). – К. : ДНВП «Картографія», 2015. – 128 с.
Надтока, О. Ф. Географія : зб. тестових завдань для підготовки до зовнішнього незалежного оцінювання за оновленою специфікацією 2015 / О. Ф. Надтока. – Х. : «Видавничий дім „Весна“», 2015. – 96 с.
[/accordionslide]
[/iceaccordion]

Основные концептуальные подходы к созданию личностно ориентированного учебника по географии

Рассматриваются проблемы соответствия современного учебника по географии тенденциям развития педагогической науки и его создания на основе личностно ориентированного обучения. Констатируется, что география как школьный предмет имеет ряд ключевых моментов по внедрению личностно ориентированного обучения в школьную практику.