Александр Федорович Надтока, заведующий отделом обучения географии и экономике, старший научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, кандидат педагогических наук.

Педагогический стаж в области методики обучения – 27 лет, научный стаж в области методики обучения – 11 лет.

 

 

 

 

 

Прогностика развития географического образования
в общеобразовательных учебных заведениях Украины

Рассматриваются проблемы соответствия географического сегмента государственных образовательных стандартов и учебных программ по географии тенденциям развития педагогической науки. Констатируется, что география как школьный предмет имеет дуалистический характер и ряд ключевых моментов по внедрению личностно ориентированного обучения в школьную практику.

Ключевые слова: Государственные образовательные стандарты, учебные программы, курикулум, педагогические технологии.

The paper addresses the problem of matching geographic segment state educational standards and curricula in geography trends of teaching science. Is noted that geography as a school subject has a dual nature and number of key points for implementation of personal study in school practice.

Key words: State educational standards, curricula, kurykulum, educational technology.

На современном этапе меняются основы всей системы образования Украины. В частности, формируются основы Новой украинской школы, которая направляет общеобразовательные учебные заведения на создание условий для личностного развития и творческой самореализации гражданина. Успешное решение этой задачи предполагает использование всех возможностей учебных предметов, в том числе и географии, и разработки, и реализации новых методик и средств обучения. А вхождение образовательной системы Украины в европейскую образовательную плоскость накладывает свой отпечаток на процесс обновления содержания обучения, ведет за собой создание предметных концепций, обновление государственных образовательных стандартов и перспективную переориентацию учебных программ на новые уровни [4].

Сипий Владимир,
младший научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, г. Киев

 

 

 

 

 

 

 

Использование смартфонов в процессе обучения физике

Концептуальные основы реформирования общего среднего образования, демократические изменения в обществе определили приоритеты реформирования образования в Украине и пути его интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа содержания школьного образования осуществляется в направлении усиления практической составляющей и оценивания результативности обучения с позиций компетентности учащихся как интегрированного результата обучения. Перед системой образования стоят задачи воспитания человека, готового жить в ХХІ веке, способного к самосовершенствованию, самообразованию, самореализации. Образование должно обеспечить адекватность потенциала трудовых ресурсов технике, технологиям, методам управления производством.Исторически так сложилось, что школьный курс физики по своему содержанию является политехническим [1]. Содержание политехнической подготовки должно отражать состояние современной техники и вызывать у учащихся непосредственный интерес. Работа современной техники тесно связана с использованием информационных технологий, а сама техника применяется практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Это один из важных мотивирующих факторов, способных повлиять на формирование ценностных ориентаций школьников. В настоящее время всем приходится ежедневно использовать различную технику, в том числе компьютеры, мобильные средства связи. Поэтому молодежь заинтересована и нуждается в получении соответствующих политехнических знаний. Так как современная электронная техника и информационные технологии интересны и значимы для молодых людей, то они должны являться основным содержательным компонентом современной политехнической подготовки [5].В Украине запрет на использование мобильных телефонов во время учебного процесса ввели в 2007 году и через семь лет, в августе 2014 года, отменили с целью распространения применения информационно-коммуникационных технологий. Школьники в повседневной жизни используют смартфон для поиска информации, общения в социальных сетях, просмотра видео и прослушивания музыки. Применение смартфона как средства обучения активизирует познавательный интерес подростка, способствует развитию критического мышления и формированию информационно-цифровой компетентности.

Удовиченко Ирина Витальевна,
кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-педагогической и методической работе Сумского областного института последипломного педагогического образования 

 

 

 

                                                         

 

 

Особенности обучения географии в старшей школе на профильном уровне в Украине

Рассматриваются вопросы организации профильного обучения учащихся на современном этапе развития системы образования Украины и перспективы профилизации в контексте требований Концепции новой украинской школы. Отображены существующие сегодня направления профилизации, а также формы организации профильного обучения в школе. Проанализированы основные аспекты деятельности учителя и учеников в условиях профилизации старшей школы, психолого-педагогические условия обучения географии на профильном уровне в общеобразовательном учебном заведении.

Лобан Марина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры белорусской и русской филологии Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина, методист по русской литературе Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина, автор около ста работ по методике преподавания русской литературы, истории русской литературы и литературной критики, разработчик факультативного курса по русской литературе для IX класса «Художественный образ в литературе, живописи, музыке», постоянный участник жюри республиканской олимпиады по русскому языку и литературе.

 

 

 

 

 Топос «Дом» в раскрытии женских типов (на материале повести А. Браво «Комендантский час для ласточек» и романа Дж. Фаулза «Коллекционер»)

В современной науке понятие «литературный тип» трактуется как «образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного социума» [1, с. 237]. История категории типического началась еще в «римском эпосе» с осмысления жизненных типов и классификации героев с точки зрения их отношения к окружающей реальности. Позднее каждая художественная система вырабатывала свою типологию литературных героев и характеров. И только реалистическая литература XIX века выявила причинно-следственные связи между характером и обстоятельствами, что позволило «преодолеть прямолинейность поступков персонажей, свойственную произведениям классицистов» [1, с. 238].

Захарова Светлана Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета.

 

 

 

 

 

 

Компетентностно ориентированные задания на уроках русской литературы: 
от проектирования до применения

Сегодня основными принципами реформирования системы образования на всех его ступенях и уровнях выступают информатизация, усиление связи с реальной жизнедеятельностью обучающихся, практическая ориентированность образования. Методологическую основу для реализации названных принципов составляет компетентностный подход, под которым часто понимают процесс и результат формирования у обучающихся различных компетенций, трактуемых как совокупность знаний, умений, ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности.