Русецкий Василий Федорович,
начальник научно-исследовательского центра Национального института образования, доктор педагогических наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

Методологические основания разработки критериев и показателей оценки качества дошкольного, общего среднего и специального образования 

В статье рассматриваются методологические основания разработки критериев и показателей оценки качества дошкольного, общего среднего и специального образования для единой национальной системы оценки качества образования: актуальность научной проблемы, принимаемые подходы, результаты предыдущих исследований в этой области, цель, задачи, методы, исходные данные, логическая структура, требования к результатам.

Ключевые слова: национальная система оценки качества образования, дошкольное образование, общее среднее образование, специальное образование, критерии, показатели, подходы, методы, цель, задачи, логическая структура разработки.

Полный текст статьи размещен здесь.

Шевлякова-Борзенко Ирина Леонидовна,
начальник Образовательного центра Национального института образования, кандидат филологических наук, доцент

 

 

 

 

 

 


Оценка качества общего среднего образования как содержательно-процессуальная целостность
 

Оценка качества общего среднего образования рассматривается в статье как сложно структурированная целостность содержательной и процессуальной составляющих. Предпринята попытка представить в систематизированном виде объекты оценки, объединенные в соответствии с сущностными характеристиками в четыре блока: содержательный, организационно-методический, организационно-управленческий, результативный. Особенности процессуальной составляющей раскрываются через описание внутренней и внешней оценки как основных форм контроля оценки качества образования (их целей, функций, видов, некоторых процедурных вопросов). Также очерчивается специфика использования результатов оценки качества общего среднего образования в современном социокультурном пространстве.

Ключевые слова: оценка качества образования, объекты оценки, внешняя и внутренняя оценка, результаты оценки качества.

Полный текст статьи размещен здесь.

Скоропадская Анна Александровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии, русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета (Российская Федерация).

 

 

 

 

 

 

 Методы классической филологии в филологическом анализе художественного текста
на уроках в средней школе

В настоящей статье рассматривается, каким образом можно применять в современной школе метод комментированного чтения, разработанного в недрах классической филологии и все больше вызывающего интерес у современных педагогов. На примере конкретного блока уроков, объединенных общей темой поэтического памятника, показано, как можно показать преемственность литературной традиции, начиная от античности и заканчивая современной поэзией.

Ключевые слова: метод, классическая филология, комментированное чтение, литературная традиция.

Античный компонент был обязательным в программе гимназического и университетского образования в дореволюционной России. После реформ 1917-18 годов, упразднивших практически все наработки царской России в образовании, классическая филология была признана ненужным атавизмом, преподавание латыни и древнегреческого было искоренено не только из школьного образования, но и из университетского. Своеобразный ренессанс классическая филология пережила в 90-ые годы, когда формирование нового государства сопровождалось поисками новых форм в образовании: начали появляться гимназии, лицеи, в университетах открываться новые отделения и кафедры. На этом историческом фоне стали появляться не только кафедры классической филологии в университетах, но и классические гимназии, учредители которых понимали «что знание античной культуры (в широком смысле) является непременным условием формирования всесторонне развитой личности, что без знакомства с греческой мифологией и хотя бы крупнейшими литературными памятниками античности <…> невозможно понять искусство, литературу, музыку XVII—XIX, а отчасти и XX в. в.» [1, 20].

Захарова Светлана Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета.

 

 

 

 

 

 

 

Использование медиатекстов и медиатехнологий на уроках литературы: принципы, задачи, методика применения

Медиаобразование относится к числу инновационных направлений в развитии среднего и высшего образования. В работах зарубежных и российских ученых обоснованы следующие причины приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире:

  • высокий уровень потребления медиаинформации и насыщенности современных обществ различными видами СМИ;
  • идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории;
  • быстрый рост объемов медиаинформации, совершенствование механизмов управления ею и ее распространения;
  • интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы;
  • повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях;
  • необходимость обучения школьников/студентов способам работы с медиаресурсами (медиатекстами);
  • нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [3, с. 5–6].

Александр Федорович Надтока, заведующий отделом обучения географии и экономике, старший научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, кандидат педагогических наук.

Педагогический стаж в области методики обучения – 27 лет, научный стаж в области методики обучения – 11 лет.

 

 

 

 

 

Прогностика развития географического образования
в общеобразовательных учебных заведениях Украины

Рассматриваются проблемы соответствия географического сегмента государственных образовательных стандартов и учебных программ по географии тенденциям развития педагогической науки. Констатируется, что география как школьный предмет имеет дуалистический характер и ряд ключевых моментов по внедрению личностно ориентированного обучения в школьную практику.

Ключевые слова: Государственные образовательные стандарты, учебные программы, курикулум, педагогические технологии.

The paper addresses the problem of matching geographic segment state educational standards and curricula in geography trends of teaching science. Is noted that geography as a school subject has a dual nature and number of key points for implementation of personal study in school practice.

Key words: State educational standards, curricula, kurykulum, educational technology.

На современном этапе меняются основы всей системы образования Украины. В частности, формируются основы Новой украинской школы, которая направляет общеобразовательные учебные заведения на создание условий для личностного развития и творческой самореализации гражданина. Успешное решение этой задачи предполагает использование всех возможностей учебных предметов, в том числе и географии, и разработки, и реализации новых методик и средств обучения. А вхождение образовательной системы Украины в европейскую образовательную плоскость накладывает свой отпечаток на процесс обновления содержания обучения, ведет за собой создание предметных концепций, обновление государственных образовательных стандартов и перспективную переориентацию учебных программ на новые уровни [4].